Главная » Статьи » Детская психология |
В категории материалов: 24 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Детская психология является направлением возрастной психологии, отраслью психологической науки, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка как члена общества от рождения до поступления в школу, устанавливает возрастные периоды этого развития и причины перехода от одного периода к другому. Решения теоретических задач детской психологии расширяет возможности практического внедрения полученных ею знаний. |
Детская психология является молодой наукой. Зародилась она в конце XIX в. с выходом книги немецкого ученого-физиолога Вильгельма Прейера (1841 -1897) «Душа ребенка» которой представлены заметки ежедневных наблюдений автора за развитием своего сына. Несмотря на то что эти наблюдения имели преимущественно биологическую ориентацию, В. Прейер первым попытался объективно исследовать психику ребенка, что дало основания считать его основоположником детской психологии. Особенно интенсивно развивалась она в XX веке, в результате чего выделилась в специальную отрасль психологических знаний, тесно связанную со многими другими науками. |
Психология, как и любая наука, пользуется как общенаучными, так и специфическими методами - способами, которые позволяют исследовать предмет науки. В ссоответствии с целями и направление исследования выбирают определенную совокупность (систему) методов, объединяющих в методику исследования. |
Уровень развития теории определяет стратегии и методы, которыми пользуются в исследованиях. Достоверные данные можно получить только с помощью научных методов, которые обеспечат объективность исследования. |
Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях в соответствии с задачами исследования. |
Нередко исследователь вынужден специально вызвать проявления детской психики, которые его интересуют. На это и направлен психологический эксперимент. Психологический эксперимент (лат. experimentum - попытка, опыт) - специально организованная форма исследования психического развития ребенка. В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия деятельности ребенка, ставит перед ним определенные задачи и на основании того, как эти задачи решаются, делает выводы о его психологические особенности. |
Будучи методом исследования, беседа должна четко осознанную цель, происходит с использованием заранее подготовленных вопросов, которые формулируются точно, коротко и ясно. Беседа - метод получения информации посредством словесного общения исследователя с ребенком с целью выявления фактов, характеризующих те личностные проявления (интересы, знания, отношения и др.). Используют беседу при необходимости выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людей и их поступки, о себе. Проводят ее с использованием дополнительного материала (сказок, картинок, рисунков, игрушек) или в форме диалога. Чем старше дети, тем чаще пользуются диалогической форме. Вопросы для беседы должны иметь определенную цель, быть четкими и лаконичными, лишенными редких слов, слов с двойным значением. Необходимо избегать двойных вопросов, поскольку ребенок чаще отвечать на один из них. Формулировка их должно исключать шаблонные ответы. Желательно, чтобы вопросы были лишены оценочных слов, вызывающих негативное или позитивное отношение («Тебе нравятся дети, постоянно делают плохие поступки?") Вопрос также не внушать ребенку определенные ответы. |
Анализ продуктов деятельности ребенка - метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.). Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. |
Тестирование как метод исследования не требует много времени, его объектом могут быть как индивид, так и группы. Достаточно простым является способ обработки результатов. Однако тестирование не позволяет предсказать дальнейшее развитие ребенка. Применение тестов позволяет получить результаты, которые можно сравнивать, а значит, достичь высшего уровня объективности их анализа. К тестам нельзя причислять только те, с помощью которых происходит фиксирования признаков личности в стандартизированных ситуациях, позволяющих помещений исследуемых явлений в классификационные схем. |
Социометрический метод применяют для изучения отношений между детьми, выяснение места, которое занимает ребенок среди сверстников. В ходе исследования каждый ребенок отвечает на вопросы, касающиеся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий (с кем бы хотел сидеть за одной партой, с кем бы хотел пойти в туристический поход, с кем бы хотел жить в одной палатке; кого бы пригласил к себе на день рождения и т.д.). Такие вопросы называют критериями выбора. |