Анализ продуктов деятельности ребенка - детская психология - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Анализ продуктов деятельности ребенка - детская психология

Анализ продуктов деятельности в детской психологии

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т.д.

Анализ продуктов деятельности ребенка - метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках - желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей - орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и др.

Анализ рисунков позволяет изучить и отношение детей к окружающему. Например, во время одного исследования детям предложили нарисовать подарки своим одноклассникам.

Об их отношении к сверстникам можно судить на основании того, для кого ребенок хочет нарисовать рисунок и как он его выполняет.

Для сверстника, к которому он относится положительно, рисунок выполняется в ярких цветных тонах, светлыми красками, сюжет отображает то, что ребенку нравится. На такой рисунок ребенок тратит много времени.

Рисунок для ровесника, которого ребенок недолюбливает, выполняется в темных, серых тонах, с малым количеством красок. На него он тратит немного времени. По содержанию, цветовой гаммой, стилем рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.

Благодатным материалом для исследования являются созданные ребенком сказки, которые свидетельствуют об уровне развития его воображения, связной речи, интересы, сформированность нравственных норм и моральных суждений и т.п.

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 967 | Теги: Анализ продуктов деятельности ребен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz