Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Детская психология

Деятельность ребенка и психическое развитие

Деятельность как детерминанта психического развития ребенка
Возрастные новообразования в психическом развитии ребенка происходят не спонтанно, а в процессе ее деятельности. Деятельность является системой, которая имеет строение, внутренние переходы, преобразования и развитие.

Деятельность - активность субъекта, направленная на взаимодействие с окружающей средой с целью удовлетворения собственных потребностей.

Стать человеком - значит научиться действовать, достойно вести себя с другими людьми, предметами. Овладения ребенком под руководством взрослых общественным опытом, достижениями человеческой культуры свидетельствует об усвоении ею умение правильно использовать предметы, общаться с другими людьми с помощью речи, вести согласно правилам общественной морали, используя соответствующие способы запоминания, мышления и др..
Именно в процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психических качеств и свойств личности.

Действие - структурный элемент деятельности, процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (с тем, на что она направлена), воплощенный в деятельности, в которую это действие включено.

Предметом действия является осознанная непосредственная цель. Между предметом и действием существует определенное отношение: мотив дея-е может изменяться и переходить на предмет (цель) действия. Впоследствии это действие превращается в деятельность, которая является формой бытия, способом существования человека, его активностью, направленной на целесообразную изменение и преобразование мира. На этой основе возникают изменения ведущей деятельности, происходит переход от одной стадии развития к другой.

Жизнь ребенка состоит из выполнения различных действий. Малыш большую часть своей жизни проводит в играх. Он также рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, слушает и рассказывает сказки помогает дома и тому подобное. Все эти действия можно сгруппировать, отнести к различным видам деятельности. Например, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть весьма разнообразными (одно - создавать образ врача, другой - воспитателя), но все они нужны для разыгрывания той или иной роли и стимулируются интересом ребенка к жизни взрослых.

Деятельность включает как внешние (практические) действия, так и внутренние (психические). Практические действия ведут к получению внешнего результата. Им может быть умение ребенка вытираться полотенцем, есть ложкой, пить из чашки, рисовать карандашом, строить из кубиков и т.п.. Одновременно у ребенка формируются и внутренние действия, с помощью которых он рассматривает предметы, познает их свойства, устанавливает взаимосвязи, создает замысел игры, картинки или строения, запоминает и др..

Формирование таких внутренних действий (восприятия, памяти, мышления, воображения) составляет основное содержание психического развития ребенка. Они обеспечивают ориентировку ребенка в окружающем мире, знакомство с условиями, в которых необходимо выполнять практические действия, а потому называются ориентировочными действиями.

На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок овладевает новыми внутренними психическими действиями, которые дают ей возможность выполнять сложные и разнообразные задачи. их источником являются внешние ориентировочные действия.
Ребенок, овладевая новым для нее видом деятельности, постепенно усваивает и необходимые ей действия. Так, во время освоения новой ориентировочной действия ребенок выполняет ее не во внутренней, а во внешней форме - результат достигается путем пробных движений, прикладыванием предметов друг к другу, перемещением их подобное. Позже задача решается не с помощью попыток, а с помощью выполненной мысленно действия.
.... Новые задачи ставит перед ребенком и деятельность, и увлекает, какой она хочет заниматься, например сделать рисунок ярче и детальнее, отразить в играх больше событий окружающей жизни.
Внутренние действия не возникают непосредственно. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а затем некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это можно проследить в действиях ребенка с предметами. Наблюдая, как она выполняет одни и те же задачи, можно обнаружить, что внешние действия переходят во внутренние. Они возникают в результате перехода внутрь тех внешних форм ориентировочных действия, с помощью которых задача каждого типа выполняются на предыдущих этапах. Этот процесс в психологии называется интериоризацией.

Интериоризация (лат. interior - внутренний) - процесс перехода внешних реальных действий с предметами во внутренние.
Благодаря интериоризации усвоение внешних действий, которое проходит под руководством взрослых, обусловливает возникновение и совершенствование внутренних психических действий, сдвиги в психическом развитии личности.

Согласно разработанной отечественным психологом Петром Гальпериным (1902-1988) теорией поэтапного формирования умственных действий можно выделить следующие этапы процесса интериоризации:
1) формирование мотивационной стороны речи;
2) составление схемы ориентировочной основы действия;
3) формирование действия в материальной (материализованной) форме;
4) «громкие социализированы речи»;
5) постепенное исчезновение внешней стороны речи;
6) исчезновение процесса вещания из сознания, в которой остается только конечный результат - предметное содержание действия.


На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается.
Деятельность способствует психическому развитию ребенка, является предпосылкой возрастных новообразований.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz