Детская психология ее виды и наблюдение - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Детская психология ее виды и наблюдение

Наблюдения в детской психологии и его виды

При наблюдении исследователь не вмешивается в психические проявления, а ребенок не знает, что за ней наблюдают. При других условиях она не сможет вести себя естественно и непринужденно. Поэтому наблюдение должно осуществлять человек, к которому ребенок привык.
Не каждое даже специально зафиксировано восприятия поведения детей можно считать научным наблюдением. Для этого оно должно быть правильно построенным, иметь четко очерченную цель, связанную с задачами исследования, характеризоваться систематичностью и планомерностью, соответствовать его программе. Особенно важное значение имеет соблюдение схемы наблюдения, которую составляют после предварительного изучения предмета исследования. В ней предусматривают основные акты поведения, возможные действия, словесные реакции детей на определенные воздействия. Чем детальная схема, тем точнее результаты наблюдения, которые заносятся в протокол и подвергают математической обработке.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях в соответствии с задачами исследования.
Наблюдение - планомерное, целенаправленное восприятие психических явлений в соответствии с заранее разработанной программе. В процессе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях, фиксируя увиденное. Использование его в детской психологии основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в ее деятельности (действия, слова, мимика и т.д.), можно на основе ее внешних проявлений делать выводы о внутренних психические процессы и состояния.

В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка: действия с предметами, высказывания, выразительные движения и пр. Однако психолога интересуют не они, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. При этом важно не только тщательно фиксировать особенности поведения ребенка, но и правильно
их толковать.

Квалифицированные наблюдатели разграничивают материал наблюдения и его толкование, которое может быть ошибочным. Для этого лист, на котором ведут заметки, делят на две части: слева описывают внешние проявления поведения детей и психология детей, справа - их возможные толкования.
Для обеспечения точности и объективности наблюдения используют также киносъемки, аудиозаписи, фотосъемки.

При наблюдении исследователь должен соблюдать следующие требования:
1) четкой формулировки цели (определять, какие стороны поведения, деятельности, психики ребенка необходимо наблюдать);
2) объективности (необходимость фиксировать психические явления, процессы, предупреждающих необоснованные толкования субъективных состояний ребенка);
3) систематичности, непрерывности (это позволяет получить данные, характеризующие процесс развития, а не отдельные состояния ребенка);
4) скрытое наблюдения от ребенка (соблюдение этого требования является важным условием объективности полученных данных).

По масштабам наблюдения бывают сплошные и выборочные, полные и частичные. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка, требуют длительного времени для их проведения. Они всегда бывают выборочными: фиксируют только важное, значимое, особенно факты, свидетельствующие о новых качества и возможности ребенка.
Результатами сплошных наблюдений часто являются дневниковые заметки, которые выступают важным источником фактов при выявлении закономерностей психического развития детей. Дневники развития детей вели немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) - для разработки своих гипотез о факторах, влияющих на психическое развитие ребенка; швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) - при исследовании этапов умственного развития детей раннего возраста (наблюдение за внуками ; русская исследовательница Надежда Ладыгина-Котс (1889-1963) - для сравнения особенностей развития ребенка и детенышей-животных («Ребенок шимпанзе и ребенок человека в их инстинктах, играх, привычках и выразительных движениях», 1935) и др. Дневники ведут не только специалисты-психологи, но и родители. их часто используют психологи и педагоги.

С помощью выборочных наблюдений фиксируют какую-то одну сторону поведения ребенка или его поведение в определенные отрезки времени. Таким было наблюдение английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882) за выражением эмоций своего сына, результаты которого были использованы в его книге «Выражение эмоций у людей и животных» (1872).

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное наблюдения - одного из них, например вещания или игры.
Наблюдения зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей, взаимодействовать с ними и одновременно наблюдать за их развитием или находиться вне детским коллективом. Зависимости от участия педагога в наблюдении различают включенное и скрытое наблюдение. Во время включенного наблюдения следует иметь в виду, что наблюдатель является взрослым человеком, на которого дети ориентируются в своем поведении.

Иногда в детской психологии применяют скрытое наблюдение, для чего используют специальный прибор - «зеркало Гезелла», которое имеет одностороннюю проницательность. Его располагают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, в которой работает исследователь. То есть в первой комнате на стене висит обычное зеркало, а во второй есть окно, через которое можно наблюдать за ребенком. На современном этапе с этой целью используют телевизионные установки и кинокамеры.

Метод наблюдения незаменим для накопления фактов, однако требует много времени и усилий. Исследователь не имеет права вмешиваться в детскую деятельность, стимулировать необходимое психическое явление, он только может выжидать и фиксировать. Не всегда он может выяснить причины тех или иных проявлений в психической жизни ребенка. Часто он видит то, что уже знает, оставляя неизвестное вне своего внимания.

Существенное значение имеет и невозможность повторно воспроизвести с достаточной точностью условия, в которых наблюдался некоторый процесс, изменять условия развития психического явления.
Метод наблюдения активно использовался для накопления психологических фактов на первых этапах развития детской психологии как самостоятельной науки.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 549 | Теги: скрытое наблюдения от ребенка, четкой формулировки цели, объективности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz