Детская психология в системе гуманитарных наук - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Детская психология в системе гуманитарных наук

Детская психология в системе гуманитарных наук

Детская психология является молодой наукой. Зародилась она в конце XIX в. с выходом книги немецкого ученого-физиолога Вильгельма Прейера (1841 -1897) «Душа ребенка» которой представлены заметки ежедневных наблюдений автора за развитием своего сына. Несмотря на то что эти наблюдения имели преимущественно биологическую ориентацию, В. Прейер первым попытался объективно исследовать психику ребенка, что дало основания считать его основоположником детской психологии. Особенно интенсивно развивалась она в XX веке, в результате чего выделилась в специальную отрасль психологических знаний, тесно связанную со многими другими науками.
В философии детская психология позаимствовала общефилософские методы познания, знание общих законов развития, что позволило ей найти правильный подход к изучению психического развития ребенка, раскрыть процесс возникновения сознания, обретение им социальных качеств, привлечение к всечеловеческого опыта. А детальное изучение детского развития, особенно специфики познания ребенком окружающего мира, помогает глубже понять общую природу человеческого познания в философском измерении.
Детская психология пользуется общепсихологическими знаниями о психике человека, без которых невозможно психологическое изучение деятельности ребенка, его психических состояний и процессов, свойств личности. Знание общих психологических закономерностей помогает исследовать и спрогнозировать появление новообразований в психическом развитии ребенка. Общая психология не может обойтись без сведений о том, как возникают и развиваются от рождения психические свойства личности, принадлежащей к сфере исследований и арсенала знаний детской психологии. Всего многие закономерности психики взрослого невозможно понять, если не знать и не учитывать их происхождения. Данные детской психологии способствуют выяснению законов развития психических процессов и свойств личности, их динамики, структуры и содержания.
Пользуется детская психология достижениями анатомии и физиологии, особенно данными о развитии нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка.
Активно взаимодействует детская психология с педагогикой, которая требует знаний закономерностей и особенностей психической жизни ребенка, течения процессов в его психике и т.д. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, - писал Ушинский, - то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Педагогика может успешно разработать план воспитания целостной личности, если опираться на весь комплекс наук о человеке, центром которого является психология: «Мы не говорим педагогам, действуйте так или иначе, но говорим им, изучайте законы психических явлений, которыми хотите управлять, и действуйте, Несмотря на законы и обстоятельства, в которых вы хотите их применить ».
Психолог, изучая законы психического развития ребенка, не может не использовать знания по педагогике. Ведь сознание и личность ребенка не развивается беспричинно и спонтанно. Причины этого развития коренятся в содержании и организации жизни ребенка. Поэтому без педагогики детская психология теряет предмет изучения и базовую мотивацию.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz