Главная » Статьи » Детская психология |
Эксперимент и его виды в детской психологии Нередко исследователь вынужден специально вызвать проявления детской психики, которые его интересуют. На это и направлен психологический эксперимент. Психологический эксперимент (лат. experimentum - попытка, опыт) - специально организованная форма исследования психического развития ребенка. В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия деятельности ребенка, ставит перед ним определенные задачи и на основании того, как эти задачи решаются, делает выводы о его психологические особенности. Инструкцию эксперимента (формулировка задачи) изучают наизусть и при необходимости рассказывают ребенку. Выбор материала, формулировка инструкции обеспечивают стандартность исследования, позволяют повторять его и вызвать однотипные явления, проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент является более объективным методом, чем наблюдение. Варьирование его условиям помогает выявлять закономерности и механизмы психического развития. Активная позиция исследователя, четкие критерии фиксации анализа, результатов являются предпосылками накопления и обработки фактического материала. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. В эксперименте исследователь основном имеет дело только с одной стороной психики ребенка, поэтому не следует делать поспешных выводов, не изучив других сторон, что может привести выработки односторонних представлений о ее психику. Наиболее точным и доказательным является лабораторный эксперимент, который проводят в специально оборудованном помещении с использованием различных приборов и установок (аппаратов, на которых экспериментатор показывает картинки, включает лампочки, звонки и другие раздражители). Ребенка помещают в специально оборудованную камеру, где она занимает определенное место перед экраном или за столом. Иногда к ее телу прикрепляют датчики, которые улавливают изменения в сосудистой, мышечной, нервной системах ребенка и передают сигналы специальным приборам для записи. При этом используют регистрацию, т.е. фиксаторы времени, силы, скорости и направленности движений, процессов возбуждения в коре головного мозга, возникающих под воздействием определенного раздражителя, общего состояния ребенка. Такое исследование непривычное для ребенка, который не видит экспериментатора, поскольку он подает сигналы и наблюдает за ней через специальные «глазки». В лабораторных экспериментах исследуют особенности ощущений и восприятий, скорость реакций на раздражители, объем внимания и т.д. Данные измеряют и регистрируют с большой объективностью и точностью. Однако в необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных, поэтому полученные данные нередко являются ограниченными. Чтобы придать лабораторным опытам естественности, используют игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Например, при исследовании движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо закрепить на ее теле датчики, эксперимент организуют, как игру в космонавты. Естественные эксперименты служат для исследования всех психических процессов и свойств личности дошкольников. Часто их применяют непосредственно в группе детского сада (исследователь выступает в роли воспитателя, организуя деятельность детей). Дети при этом не подозревают, что игры, задания, которые им предложили, имеют определенную исследовательскую цель. Например, детям дают картинки, на которых изображены животные, машины, мебель, игрушки, и предлагают разложить их по тематической направленности. Исследователь при этом имеет возможность выяснить, как они обобщают, на какие признаки при этом обращают внимание. На занятиях со старшими дошкольниками по изготовлению игрушки одной группе говорят, что ею будут играть дети, второй - что игрушку они подарят маме, а третий - что ее подарят малышам, у которых нет игрушек. Для детей это занятие является обычным, а исследователю помогает определить влияние различных мотивов на деятельность ребенка. Формовочный эксперимент не тождественен педагогическом, который применяют для изучения эффективности новых программ, методов обучения и воспитания детей. Внешне они похожи, поскольку в обоих случаях детей учат чему-то новому, а успешный результат обучения считают подтверждением предсказаний. Отличие состоит в характере прогнозов: психолог предусматривает особенности психических процессов, качеств, свойств личности, которые возникают в ходе развития; педагог - то, какими путями можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей. Во время эксперимента следует установить доброжелательные отношения с ребенком, который принимает участие в исследовании. Для этого нужно посадить его рядом с собой, а не через стол. В общении не желательно заострять внимание ребенка на ошибках, сдержанно и ровно реагировать на ее успехи и неудачи во время эксперимента. Темп проведения эксперимента должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Исследование не должно быть длительным (10-20 мин). Признаки переутомления, скуки, нежелание ребенка выполнять дальше задача является основанием для его прекращения. Эксперимент всегда предполагает стандартные процедуры, поэтому не следует вносить изменения в процесс его проведения. В дошкольном учреждении экспериментальные исследования проводят во второй половине дня. | |
Просмотров: 1651 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |