Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Детская психология

Методология и методы детской психологии

Методология и методы детской психологии

Психология, как и любая наука, пользуется как общенаучными, так и специфическими методами - способами, которые позволяют исследовать предмет науки. В ссоответствии с целями и направление исследования выбирают определенную совокупность (систему) методов, объединяющих в методику исследования.
Методы науки, как правило, основываются на основных закономерностях предмета исследования.

Методологические принципы изучения психики ребенка

Психика ребенка очень чувствительна и поддающаяся внешним неблагоприятным воздействиям, грубое вмешательство может затормозить или исказить психическое развитие ребенка. Поэтому при изучении детской психологии пользуются следующими принципами:
1) гуманизма и педагогического оптимизма. Главное содержание его выражается в требовании «Не навреди!" Психолог должен, прежде всего знать психологические особенности, причины поведения ребенка, тактично, чутко, уважительно относиться к ней, верить в ее будущее. Психологическое исследование предполагает не только установление уровня развития, но и изучение его скрытых резервов;
2) научности и объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно учитывать законы и закономерности детского развития, особенности детской психики на каждом возрастном этапе. Психология исходит из того, что ребенок является полноценным человеком с присущими ей собственным видением мира, составом мыслей, содержанием и проявлениями переживаний. Перед изучением ребенка и его внутреннего мира необходимо усвоить основные идеи психологической науки, овладеть специальными знаниями по детской психологии;
3) детерминизма. Любое психическое явление взаимосвязано с другими, объясняется комплексом внешних и внутренних причин: условиями жизни, воспитанием, особенностями социального окружения, характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками, спецификой ее деятельности и активности. Не бывает «хороших» или «трудных» детей, а есть причины, обусловливающие проявление определенного качества, присущего конкретному ребенку. Поэтому так важно понять причины становления психики ребенка, конкретных психологических фактов;
4) единства сознания и деятельности. Сознание формируется в деятельности, «руководит» ею, а усложнения деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Это означает, что изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка;
5) развития психики, сознания в деятельности. Все психические особенности ребенка находятся в становлении, основным условием их проявления и развития является деятельность. Она не только выступает одним из условий развития психики, но и одним из путей ее изучения. Поэтому для изучения психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность (творческое воображение, например, можно зафиксировать в рисовании или при составлении сказок);
6) историзма (генетический подход к изучению психики ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослым, ее деятельности и общения со сверстниками. Этот принцип направляет исследователя на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, становления их личности;
7) комплексности, системности и последовательности. Изучение ребенка должно происходить последовательно, через определенные промежутки времени. При этом необходимо исследовать не отдельные параметры, а прослеживать все аспекты развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его переход, ставить педагогические задачи. Важно также определить место каждого качества в структуре психики, ее взаимосвязь с другими сторонами психического развития. Ни свойство не возникает изолированно: появление одного непременно стимулирует появление другой. Бессистемное исследование не дает целостной картины психического развития ребенка. Это обязывает исследователя не анализировать разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все аспекты развития психики ребенка в их взаимосвязях;
8) тщательности и регулярности. Соблюдение его предусматривает детальное, системное отслеживание процесса формирования психики детей с использованием соответствующих методов исследования;
9) возрастного, индивидуального и личностного подхода. Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным.
Важно помнить, что ребенок является специфическим объектом исследования. Детская психика находится в становлении и развитии, изучая ее, необходимо руководствоваться методологическими принципами.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 640 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz