Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения

Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения.

Воспитатель дошкольного учебного заведения должен уметь изучать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо ему для обеспечения индивидуального подхода в работе с ними, особенно за личностно-ориентированной модели взаимодействия. Предполагается умение воспитателя наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты, т.е. изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития.

Изучение детей воспитателем дошкольного учреждения отличается от научно-психологического исследования. Психологическое исследование воспитателя имеет практическую направленность: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих питомцев, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы. Для этого воспитатель должен знать общие закономерности психического развития детей - психология детей, особенности их возрастных этапов. Это поможет понять причины поведения ребенка, заметить ее наклонности и создать условия для их развития, вовремя зафиксировать отклонения, отыскать пути воспитательного воздействия, направленного на преодоление этих отклонений. Таким образом, воспитатель сможет помочь ребенку реализовать свои возможности, обеспечить нормальное психическое развитие, формирование у нее новообразований, являющихся предпосылками перехода на новый возрастной степень, становление ребенка как индивидуальности.

Воспитатель имеет возможность изучать детей в естественных условиях, поскольку его присутствие привычная для ребенка, не нарушает обычного течения ее жизни и психология жизни. Даже без специального намерения изучить ребенка воспитатель замечает многое в ее поведении, составляет о нем определенное мнение. Однако чтобы иметь целостное объективное представление о ребенке, воспитателю необходимо на определенное время (хотя бы несколько дней) сосредоточить на ней внимание. Изучение должно быть планомерным, последовательным оцениванием различных сторон развития ребенка (интересы, взаимоотношения с другими детьми, развитие познавательных процессов). Обязательным условием успешного изучения ребенка является четкая постановка цели.

В изучении детей воспитатель может воспользоваться методов научно-психологического исследования - наблюдения, эксперимента, изучения продуктов деятельности, беседы.
Основным методом изучения детей воспитателем является наблюдение, в процессе которой необходимо подробно записать действия и высказывания ребенка, которые касаются развития его психики. Важно, чтобы наблюдение происходило во время игровой деятельности, выполнение режимных действий, на прогулке, в процессе которых ребенок может максимально проявить себя.
Наблюдение может включать и экспериментальные приемы. Так, изучая уровень развития восприятия, мышления ребенка, воспитатель организует дидактическую игру, которая требует анализа формы, цвета предметов и общей - психология цвета, выполнение мыслительных задач и т.д.. Во время исследования развития воображения, коммуникабельности, умения устанавливать отношения с другими детьми ребенку поручают роль в сюжетно-ролевой игре. Элементы эксперимента может содержать задание, воспитатель дает на занятии всей группе.

Нередко в процессе наблюдения воспитатель использует элементы опроса. Желательно, чтобы вопросы, которые ставят ребенку, связывались с действиями, которые она выполняет в данный момент. Не стоит превращать беседу в самостоятельный мероприятие. При этом следует иметь в виду, что ответы ребенка не могут быть основным источником информации о ней, они должны только уточнять и дополнять знания, полученные с помощью наблюдения.
Особенно важно четко отделять при изучении ребенка внешние проявления его поведения от их психологического толкования, которое возможно на основе анализа всей совокупности полученных фактов.
Нельзя получить целостного представления о развитии ребенка, ограничиваясь лишь данными, полученными в детском саду. Необходимо также знать условия воспитания и особенности его поведения в семье.

Определенную роль в изучении детей в дошкольном учреждении играют и групповые методы обследования - тестирование и социометрический метод. Однако их использование должно осуществляться под руководством специалистов-психологов.
Результатом изучения развития ребенка является психологическая характеристика. При ее составлении воспитателю следует пользоваться выработанной в детской психологии классификации различных сторон развития психики ребенка.

Всестороннее квалифицированное изучение ребенка является предпосылкой успешного осуществления воспитателем дошкольного учреждения одной из важнейших функций своей профессиональной педагогической деятельности - гностической (познавательной).

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 344 | Теги: групповые методы обследования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz