Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Детская психология

Научно-психологическое изучения детей.

Методы научно-психологического изучения детей

Уровень развития теории определяет стратегии и методы, которыми пользуются в исследованиях. Достоверные данные можно получить только с помощью научных методов, которые обеспечат объективность исследования.
Научное исследование начинается с фиксирования, накопления фактов, которые подвергают теоретическому анализу.

Психологический факт - получен в процессе наблюдения, эксперимента исследования результат.
Он является внутренней сущностью человеческих проявлений, поэтому его можно изучать только опосредованно. Например,
радость ребенка от того, что она нарисовала рисунок, выражается во внешних проявлениях: высказываниях, мимике, пантомимике, а психическое явление переживание радости является невидимым. Четко объективируются психические процессы и состояния в действиях и речи ребенка. Невербальные проявления (мимика, жесты, интонация) используются как дополнительные психологические факты. Они выражают общее эмоциональное состояние, отношение к тому, что малыш делает, о чем говорит. От уровня объективности собранных психологических фактов зависит уровень их исследования. С этой целью исследователь должен владеть методами изучения детской психологии.
Методы изучения детской психологии - способы выявления фактов, характеризующих психическое развитие ребенка.
Каждая мать, воспитатель и т.д. имеют возможность наблюдать за развитием ребенка. Однако в их повседневных впечатлениях главное и второстепенное не выделяется, а наука нуждается достоверных и объективных фактов, которые не зависели бы от личного впечатления наблюдателя и могли быть проверены путем получения их заново другим исследователем.
Детская психология приобретает психологические факты благодаря сравнению особенностей детей разного возраста: изучая длительное время одних и тех же детей и фиксируя изменения, происходящие с ними, или изучая детей каждой возрастной группы, выясняя различия между ними на разных возрастных этапах.

Методы исследования в детской психологии делятся на основные (наблюдение и эксперимент), обеспечивающих достоверную информацию о специфике детского развития, и вспомогательные (тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрический метод), использование которых предоставляет информацию иллюстративного плана для построения гипотез и предположений.
Психологическое исследование начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Всегда актуальным является изучение влияния деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками на развитие психики, становления личности и психология общения. Часто оно обусловлено необходимостью исследовать особенности новым условиям воспитания и обучения детей на определенном этапе развития общества.
На основе общих проблем определяют задачи, объект и предмет конкретного исследования. Является контингент детей, находящихся в поле зрения исследователя. Важными параметрами при этом выступают их возраст, пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада, дети, которые воспитываются дома), состояние здоровья и т.д. Предмет исследования определяется сути исследовательской проблемы; при изучении влияния игры на отношения между детьми предметом исследования могут быть психологические особенности формирования отношений в группе сверстников.
После выяснения объекта и предмета исследования формулируют исследовательскую гипотезу - предвидение, возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Чаще всего она устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между ними и условиями жизни детей. Гипотеза должна учитывать результаты предыдущих исследований, общие законы развития психики, педагогический опыт. Она должна быть доступной для проверки, без чего невозможно доказать ее истинность или ложности.
Успех исследования обеспечивается методической изобретательностью исследователя, умением оптимально сочетать методики в соответствии с поставленной целью.
В зависимости от задач изучения особенностей психики ребенка определяют стратегию, общий путь психологического исследования. В детской психологии такими стратегиями могут быть: трансверсальная, лонгитюдная и экспериментально-генетическая (формовочная).

1. Трансверсальная стратегия - исследование путем «поперечных срезов». Для этого подбирают однородные группы детей, отличающихся по каким существенным признаком (возрасту, полу, временем пребывания в дошкольном учреждении и т.п.) и сравнивают их по уровню развития определенной психологической характеристики. Например, при изучении памяти подбирают детей трех-, четырех-и пятилетнего возраста. С помощью определенных методов у них изучают основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, длительность хранения информации и др.). На основе сравнения полученных данных делают выводы о возрастных особенностях памяти. Эта стратегия делает возможным получение за сравнительно короткое время статистически достоверных данных о возрастные различия психических процессов, психического развития ребенка. Однако при исследовании детей разного возраста не позволяет исследовать процесс, природу, движущие силы развития, учесть его индивидуальные особенности.
Чем меньше возрастная разница между детьми, которых исследуют, тем большими возможностями обладает исследователь для отслеживания существенных сдвигов в развитии психики ребенка. Выбор групп, как правило, зависит от процесса, оказавшегося в поле зрения исследователя, длительности его изучения: чем выше темп развития процесса, тем меньшими должны быть промежутки между отдельными «срезами».

2. Лонгитюдная стратегия - систематическое изучение развития одних и тех же детей в течение длительных отрезков их жизни. Организовывать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому ограничиваются небольшим их количеством. Лонгитюдное исследование позволяет познать качественные изменения в развитии психических процессов, личности ребенка, выяснить их причины. Оно может быть выборочным (изучение одной стороны поведения, одного психического процесса) и комплексным (исследования психического развития ребенка в целом).
Задача исследователя заключается в выявлении изменений в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к другой. Например, при необходимости оценить влияние программы, по которой работает дошкольное учреждение, внимание сосредотачивают на детях, которые только начали его посещать, их развитие прослеживают течение 4-х-5-ти лет. На основе выявленных тенденций делают вывод о положительном или негативном влиянии программы на развитие ребенка.
Лонгитюдное исследование является трудоемким и требует много времени. Его результаты не всегда целесообразно распространять на всех детей. Для оптимальных выводов нужно сначала выяснить путем возрастных «срезов» общие тенденции в развитии определенной психической деятельности, затем провести лонгитюдное исследование проблемных вопросов, требующих дополнительного изучения.

3. Экспериментально-генетическая (формовочная) стратегия - изучение психики детей в процессе ее активного формирования. Эта стратегия основывается на теоретических положениях Л. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. При экспериментально-генетическом исследовании не только описывают или измеряют определенное психическое явление, но и активно формируют его.
На основе формовочной стратегии создают эффективные методы изучения, воспитания и обучения детей.
Сбор психологических фактов зависит от того, как досконально исследователь владеет методами изучения детской психологии. Объективно собраны психологические факты программируют процесс дальнейшего исследования.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 809 | Теги: Экспериментально-генетическая (форм, Трансверсальная стратегия, Лонгитюдная стратегия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz