Психическое развитие и общественно-исторический опыт - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Психическое развитие и общественно-исторический опыт

Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.

В процессе усвоения общественно-исторического опыта происходит психическое развитие ребенка, в результате чего очеловечивается его психика. Поведение животных, как известно, базируется на наследственных механизмах, в которых зафиксировано врожденный видовой опыт, а также на механизмах приобретенной поведения, в которых зафиксировано способности к приобретению индивидуального опыта.

Психическое развитие во многом зависит от условий жизни и воспитания, одновременно оно имеет свою внутреннюю логику.

Психическое развитие - становление ребенка как субъекта жизнедеятельности, социального существа, способного бережно относиться к природе, людям, которые ее окружают, к себе, предметного мира произведений искусства.

Человек имеет особый (общественно-исторический) опыт которого лишены животные, во многом определяет развитие ребенка. Основную роль в нем играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Ребенок его не наследует, а присваивает его психическое развитие разворачивается по образцу, который существует в обществе, обусловленный характерной для данного уровня развития общества формой деятельности. Поэтому в разные исторические эпохи дети развиваются по-разному. Это означает, что формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально, биологический фактор влияет на развитие опосредованно, меняясь через особенности социальных условий жизни.
Условиями усвоение социального опыта является активная деятельность ребенка и характер его общения со взрослыми. Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на нее социальной среды превращается в сложное обоюдное взаимодействие: не только окружение влияет на ребенка, но и она превращает мир, проявляя элементы творчества. Предметы, которые находятся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иглой шить, на пианино играть). Результатом усвоения опыта является овладение этими предметами, то есть формирования человеческих способностей и функций (письмо, шитье, игра на музыкальном инструменте).

В предметах зафиксирован способ их использования, который ребенок самостоятельно открыть не может, ведь функции вещей не данные непосредственно, как некоторые физические свойства (цвет, форма и т.д.). Знанием о назначении предмета обладает взрослый, и только он может научить малыша использовать этот предмет. Взрослый и ребенок не противоречат друг другу. Младенец является социальным существом, поскольку с первых дней жизни попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, используя при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, носитель способов их использования, направляет процесс усвоения ею предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватным назначению предмета. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности, через общение со взрослыми ребенок усваивает особенности различных сфер человеческой деятельности, общественно-исторический опыт. Благодаря этому происходит становление двух ее важнейших компонентов - мотивационно-целевого (для чего, почему выполнять действие?) И операционно-технического (как сделать, с помощью каких средств, способов?). Носителем обоих компонентов является взрослый.

В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности: в не говорящем возрасте он усваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте - способы действия с предметами, в дошкольном - приобретает способность глубже ориентироваться во всех сферах жизни и деятельности взрослых.
Итак, основным в психическом развитии человека есть механизм усвоения социальных видов и форм деятельности, которые сложились исторически. Эти процессы, усвоенные во внешней форме, превращаются во внутренние, умственные.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz