Зоны ближайшего развития ребенка - Детская психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Детская психология

Зоны ближайшего развития ребенка
Зоны ближайшего развития ребенка
Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и с помощью взрослого, а затем делает это самостоятельно. Ведь обучение только тогда хорошо, когда оно создает у ребенка зону ближайшего развития. При таких условиях ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего она раньше не могла сделать самостоятельно.

Итак, между тем, что она может сделать вместе со взрослыми, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, возникает зона ближайшего развития.
Зона ближайшего развития - разница между тем, что ребенок может выполнить сама, и тем, что выполняет за счет других.

Не сразу то, чему учат ребенка, становится его внутренним достоянием.Однако знание «ближайшей зоне» позволяет воспитателю видеть следующий этап развития: то, что вчера ребенок делал с помощью взрослых, завтра сможет выполнить сам. Величина зоны ближайшего развития является важным показателем запаса развития ребенка в определенное время.

Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения. Обучение ребенка, например речь, происходит с использованием возможностей слухового, зрительного восприятия, подражания взрослого понимания.Овладение речью стимулирует сдвиг психического развития, что позволяет перейти к новым формам обучения, которое будет проходить на новом уровне восприятия и мышления. Однако некоторые формы обучения могут негативно влиять на зону ближайшего развития. Так происходит во время хаотичного запоминания ребенком разнообразных знаний, сведений. Многим очень умными и сообразительными кажутся дети, живо выражают свои мысли, проявляют знания, не свойственные их ровесникам. Но нередко они не способны решить задачи, которые требуют самостоятельного размышления, даже не могут усвоить показан взрослыми способ его решения.

Обучение не только опережает психическое развитие, прокладывает ему путь, но и определяет развитие психических процессов, обуславливает формирование определенных психических качеств и перестройку тех, которые сформировались ранее.

Ребенку-дошкольнику часто свойственны такие психические качества, как расчлененность восприятия, конкретность мышления, непроизвольность внимания и памяти. Описания детьми картинок и предметов свидетельствуют, что им удается воспринять или общие очертания предметов, или их отдельные части, детали, однако одновременный охват целого и его частей основном выступает непосильной для них. В рассуждениях дошкольника фигурируют только отдельные, знакомые ему из прошлого опыта предметы и случаи. Ему еще трудно сосредоточиться, запомнить то, что от него требуют взрослые, хотя он легко может запомнить тот же материал в процессе игры или другой интересной для него деятельности.

Долгое время считали, что описанные качества восприятия, мышления, внимания, памяти являются неотъемлемыми признаками возраста, к ним пытались адаптировать дошкольное обучение. В современных исследованиях выяснилось, что эти качества возникали в результате традиционных особенностей дошкольного обучения. Для детей отбирали знания, которые вкладывались в их личный опыт, не выходили за пределы предметов и явлений, которые попадаются им в повседневной жизни. Эти знания ограничивались описанием предметов и их свойств, которые можно познать наглядно и с помощью осязания. Материал был слишком измельченный и много раз повторялся, чтобы ребенок как можно меньше устала при его усвоении и надежно запомнила.
Изменения содержания и формы обучения стимулируют решительную перестройку психических качеств ребенка. Как показывают исследования, специально организованное сенсорное воспитание (воспитание, направленное на развитие восприятий и представлений ребенка) обеспечивает овладение способами обследования внешних свойств предметов, помогает добиться, чтобы восприятие стало полным и расчлененным, четко выделяло свойства и составляющие предметов, определило их место в нем.

Правильно организованное умственное воспитание способствует преодолению конкретности мышления дошкольника, учит его видеть в окружающих явлениях основное, определяющее, не останавливаться на второстепенных деталях, думать об общих свойствах и отношения вещей, понимать простые закономерности явлений, рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Во время систематического обучения у детей вырабатываются простейшие формы произвольного внимания и преднамеренного запоминания: умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя, запоминать то, о чем он рассказывает.
Следовательно, обучение влияет на направление развития психических процессов. Однако оно должно учитывать возрастные особенности и возможности ребенка, обеспечивать наиболее полноценное путь психического развития, давать на каждом этапе, то что максимально способствует развитию.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz