Дошкольная педагогика воспитание и развитие ребенка - Дошкольная педагогика практикум - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольная педагогика практикум

Дошкольная педагогика воспитание и развитие ребенка

Дошкольная педагогика воспитание и развитие ребенка

Противоречия в развитии ребенка дошкольного возраста:

1) противоречие между новыми потребностями, запросами ребенка и уровнем развития ее возможностей;
2) противоречия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, и теми, которые принимаются самим ребенком;
3) противоречия между новыми задачами и привычными способами мышления и поведения, сложившиеся ранее.

Воспитание - главный фактор в формировании личности ребенка, благодаря которому реализуется социальная программа ее развития, и развиваются природные задатки и способности.

На протяжении дошкольного детства развиваются такие виды деятельности:
• эмоциональное и эмоционально-предметное общение со взрослыми, которое обогащает ребенка новыми впечатлениями, формирует первые представления о ближайшем окружении;
• предметная деятельность, в которой происходит развитие всех познавательных процессов, формируются цели и мотивы поведения, усваиваются начальные знания о предметах и действия с ними;
• игра, где быстрыми темпами развивается социальная, познавательная активность дошкольника, усваиваются различные способы действий, знания о свойствах и признаки предметов, связи между предметами и явлениями, приобретаются социальные навыки межличностных отношений и психология отношений, развивается творческое воображение;
• продуктивные виды деятельности - рисование, лепка, конструирование, которые дают богатый материал для развития конструктивного мышления, воображения, художественных способностей, умение ставить цель и достигать ее, выбирать средства осуществления замысла;
• труд как фактор развития настойчивости, общественной направленности личности, чувство собственного достоинства и долга, умение анализировать полезность своей работы;
• учебная деятельность, в которой обогащаются умственные и практические умения.

Педагогическое взаимодействие - взаимное активность, сотрудничество ребенка и взрослого в воспитательном процессе.
Сенситивные периоды развития - периоды онтогенетического развития, когда ребенок бывает особенно чувствительной к определенным воспитательных действий; периоды оптимальных сроков развития определенных свойств психики и психических процессов.

Критерии развития и психология развития:
• анатомические показатели - развитие костной, мышечной, сердечнососудистой и половой систем;
• физиологические - показатели деятельности органов дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, нервной системы;
• психологические - особенности восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, темперамента, характера;
• физические - рост, вес, объем грудной клетки, состояние мышц;
• педагогические - определяют возможности умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания ребенка.

Педагогическая возрастная периодизация:
• ранний возраст (от рождения до 2-х лет);
• младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет);

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Возрастные кризисы - периоды резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психологических черт, которые изменяют; нормативные процессы личностного развития. В детском возрасте выделяют: а) кризис первого года жизни, б) кризис трех лет («Я сам!"), В) кризис шести-семи лет; г) подростковый кризис. Для кризисных периодов в детстве характерны: процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, в которых учитываются большие возможности ребенка, изменение социальной ситуации развития, изменение деятельности; перестройка всей структуры сознания ребенка.

Стабильный период - характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые согласно закону перехода количественных изменений в качественные оказываются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека.

Критические периоды - отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека.
Зона актуального развития имеющиеся возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний (Л. С Выготский).
Зона ближайшего развития - процессы, ребенок способен осуществлять только в условиях сотрудничества с взрослыми; это разница между тем, что ребенок может сделать сам и что - с помощью взрослых.

Акселерация - ускоренное развитие, охватывающее анатомические, физиологические, психологические его стороны: увеличение роста и массы тела, расширение объема знаний и общей информированности ребенка, развитие логического мышления и т.д.
Теории искусственной акселерации - попытки обосновать теории значительного ускорения процессов развития благодаря раннему специальному обучению детей чтению, формирование логико-математических операций и т.д.

Амплификация - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка. Понятие введено А. В. Запорожцем. Оно является интегративным и сочетает в себе: а) понятие психического развития в полном объеме, б) сенситивные периоды и соответствующие «зоны ближайшего развития», которые определяют реальные возможности ребенка, в) саму категорию развития.
Одаренные и талантливые дети - дети с высоким творческим потенциалом, высоким уровнем развития способностей.

Типы одаренности:
• общая (умственная);
• специальная (художественная, музыкальная, математическая и т.д.).

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности.

Составляющие одаренности:
- Доминирующая роль познавательной мотивации;
- Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем;
- Способность достижения оригинальных решений;
- Способность прогнозировать и предвидеть;
- Способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Условия реализации одаренности ребенка:
1) соответствующая помощь взрослых;
2) богатая культурная среда;
3) последовательная индивидуальная программа воспитания и обучения.

Главные условия стимулирования творчества ребенка (по Н. Роджерс):
1) психологическая безопасность;
2) безоценочное принятия личности ребенка;
3) атмосфера открытости, дозволенности;
4) предоставление права на свободу и самостоятельность.

Реабилитационная педагогика - отрасль педагогики, которая охватывает восстановления утраченных или ослабленных свойств и функций организма, отдельных сторон личности ребенка с целью максимально полного развития индивидуальных возможностей и активной преобразовательной адаптации к окружающему миру.

Общие черты детей с особыми потребностями и психология детей:
• нарушение системы психической деятельности;
• своеобразие в овладении языком;
• отклонения в приеме, переработке и использовании информации из окружающей среды.

Категория: Дошкольная педагогика практикум | Добавил: manzark (06.06.2012)
Просмотров: 587 | Теги: Амплификация, Стабильный период, Возрастные кризисы, Критические периоды, акселерация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz