Дошкольная педагогика воспитание и развитие ребенка
Противоречия в развитии ребенка дошкольного возраста: 1) противоречие между новыми потребностями, запросами ребенка и уровнем развития ее возможностей; 2) противоречия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, и теми, которые принимаются самим ребенком; 3) противоречия между новыми задачами и привычными способами мышления и поведения, сложившиеся ранее.
Воспитание - главный фактор в формировании личности ребенка, благодаря которому реализуется социальная программа ее развития, и развиваются природные задатки и способности. На протяжении дошкольного детства развиваются такие виды деятельности: • эмоциональное и эмоционально-предметное общение со взрослыми, которое обогащает ребенка новыми впечатлениями, формирует первые представления о ближайшем окружении; • предметная деятельность, в которой происходит развитие всех познавательных процессов, формируются цели и мотивы поведения, усваиваются начальные знания о предметах и действия с ними; • игра, где быстрыми темпами развивается социальная, познавательная активность дошкольника, усваиваются различные способы действий, знания о свойствах и признаки предметов, связи между предметами и явлениями, приобретаются социальные навыки межличностных отношений и психология отношений, развивается творческое воображение; • продуктивные виды деятельности - рисование, лепка, конструирование, которые дают богатый материал для развития конструктивного мышления, воображения, художественных способностей, умение ставить цель и достигать ее, выбирать средства осуществления замысла; • труд как фактор развития настойчивости, общественной направленности личности, чувство собственного достоинства и долга, умение анализировать полезность своей работы; • учебная деятельность, в которой обогащаются умственные и практические умения. Педагогическое взаимодействие - взаимное активность, сотрудничество ребенка и взрослого в воспитательном процессе. Сенситивные периоды развития - периоды онтогенетического развития, когда ребенок бывает особенно чувствительной к определенным воспитательных действий; периоды оптимальных сроков развития определенных свойств психики и психических процессов. Критерии развития и психология развития: • анатомические показатели - развитие костной, мышечной, сердечнососудистой и половой систем; • физиологические - показатели деятельности органов дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, нервной системы; • психологические - особенности восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, темперамента, характера; • физические - рост, вес, объем грудной клетки, состояние мышц; • педагогические - определяют возможности умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания ребенка. Педагогическая возрастная периодизация: • ранний возраст (от рождения до 2-х лет); • младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет); Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Возрастные кризисы - периоды резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психологических черт, которые изменяют; нормативные процессы личностного развития. В детском возрасте выделяют: а) кризис первого года жизни, б) кризис трех лет («Я сам!"), В) кризис шести-семи лет; г) подростковый кризис. Для кризисных периодов в детстве характерны: процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, в которых учитываются большие возможности ребенка, изменение социальной ситуации развития, изменение деятельности; перестройка всей структуры сознания ребенка. Стабильный период - характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые согласно закону перехода количественных изменений в качественные оказываются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека. Критические периоды - отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Зона актуального развития имеющиеся возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний (Л. С Выготский). Зона ближайшего развития - процессы, ребенок способен осуществлять только в условиях сотрудничества с взрослыми; это разница между тем, что ребенок может сделать сам и что - с помощью взрослых. Акселерация - ускоренное развитие, охватывающее анатомические, физиологические, психологические его стороны: увеличение роста и массы тела, расширение объема знаний и общей информированности ребенка, развитие логического мышления и т.д. Теории искусственной акселерации - попытки обосновать теории значительного ускорения процессов развития благодаря раннему специальному обучению детей чтению, формирование логико-математических операций и т.д. Амплификация - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка. Понятие введено А. В. Запорожцем. Оно является интегративным и сочетает в себе: а) понятие психического развития в полном объеме, б) сенситивные периоды и соответствующие «зоны ближайшего развития», которые определяют реальные возможности ребенка, в) саму категорию развития. Одаренные и талантливые дети - дети с высоким творческим потенциалом, высоким уровнем развития способностей. Типы одаренности: • общая (умственная); • специальная (художественная, музыкальная, математическая и т.д.). Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности. Составляющие одаренности: - Доминирующая роль познавательной мотивации; - Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем; - Способность достижения оригинальных решений; - Способность прогнозировать и предвидеть; - Способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Условия реализации одаренности ребенка: 1) соответствующая помощь взрослых; 2) богатая культурная среда; 3) последовательная индивидуальная программа воспитания и обучения. Главные условия стимулирования творчества ребенка (по Н. Роджерс): 1) психологическая безопасность; 2) безоценочное принятия личности ребенка; 3) атмосфера открытости, дозволенности; 4) предоставление права на свободу и самостоятельность. Реабилитационная педагогика - отрасль педагогики, которая охватывает восстановления утраченных или ослабленных свойств и функций организма, отдельных сторон личности ребенка с целью максимально полного развития индивидуальных возможностей и активной преобразовательной адаптации к окружающему миру. Общие черты детей с особыми потребностями и психология детей: • нарушение системы психической деятельности; • своеобразие в овладении языком; • отклонения в приеме, переработке и использовании информации из окружающей среды.
|