Педагогическое исследование - Дошкольная педагогика практикум - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольная педагогика практикум

Педагогическое исследование

Педагогическое исследование

1.Значение научных исследований в области дошкольной педагогики.
2.Методологичний аппарат педагогического исследования.
3.Этапы педагогического исследования.
4.Характеристика методов научного исследования.
5.Использование передового педагогического опыта. Задание для самостоятельной работы:
• Докажите значение выбора цели и выделение задач педагогического исследования. Проиллюстрируйте конкретным примером.
• Чем ценен метод педагогического наблюдения? Сравните жизненное и научное наблюдение.
• Покажите взаимосвязь этапов научного исследования. Определите роль методологических основ и рационального подбора методов.
• Определите актуальную для научного исследования проблему дошкольной педагогики и разработайте исследовательский аппарат ее изучения:
цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
• Охарактеризуйте взаимосвязь педагогической науки и практики и роль передового педагогического опыта.
• Чем объясняется возможность различных интерпретаций одного и того же педагогического факта? Предложите, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации.

Краткий справочник
Педагогика - наука о воспитании. Раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.
Воспитание - в широком социальном смысле - средство передачи старшими поколениями и активным усвоением следующими социального опыта человечества, необходимое условие прогресса общества.
Воспитание - в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Воспитание - в специфическом педагогическом смысле - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Объект педагогики - воспитание как сознательный и целенаправленный процесс.
Предмет педагогики - противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, определяют развитие личности.
Педагогическое явление - явление, которое происходит в процессе взаимодействия педагогов и воспитанников и отражает решения определенных педагогических целей.

Педагогический факт - сведения о педагогической деятельности, которые удостоверяют определенные изменения в развитии, воспитании и обучении человека.

Основные понятия педагогики:
• образование;
• развитие;
• воспитание;
• обучение;
• педагогический процесс
.

Образование - процесс и результат овладения системой знаний, умений и навыков и формирование на их основе мировоззрения и качеств личности.
Развитие - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних социальных и природных факторов. Различают психическое, физическое и общее развитие.
Воспитание - процесс целенаправленного воздействия с целью создания благоприятных условий для развития личности.
Обучение - специально организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.
Педагогический процесс - динамическая система, объединяющая процессы воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника.
Самовоспитание - осознанная, целенаправленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление негативных личностных качеств.
Самообразование - активная, целеустремленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в области, которая его интересует.

Главные функции воспитания в современных условиях:
• приобщение воспитателей и детей к ценностям духовной культуры своего народа и всего человечества и на этой основе - воспитание духовности и нравственности;
• социальная защита прав и достоинства ребенка, охрана подрастающего поколения, обеспечение условий для полноценного развития физических, умственных и творческих способностей;
• оказание помощи ребенку в жизненном самоопределении. Общая цель воспитания - формирование целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей национальной и общечеловеческой культуры в творческой жизнедеятельности.

Педагогизация общества - усиление влияния педагогики на социальную действительность, взаимоотношения людей, средства массовой информации.

Система педагогических дисциплин
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания, обучения и образования, разрабатывает общие основы организации и осуществления педагогического процесса.

Общая педагогика состоит из четырех разделов:
- Основы педагогики - изучает философские основы педагогики, системы образования;
- Дидактика - теория обучения как средства образования и воспитания;
- Теория воспитания - изучает сущность процесса воспитания, его закономерности, тенденции и разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и формы организации воспитательного процесса;
- Школознавство (теория управления учебно-воспитательным о процессом) - система управления школой и деятельность органов образования.
Возрастная педагогика изучает закономерности, методы, средства и приемы обучения и воспитания на разных стадиях развития человека. Делится на следующие направления:
- Дошкольная педагогика - наука, изучающая закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- Педагогика школы - наука, изучающая содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.
Профессиональная педагогика - наука, исследующая и разрабатывает закономерности, содержание, формы и методы профессионального образования. Выделяют следующие направления:
- Педагогика профессионально-технического образования - отрасль педагогики, изучающая подготовку квалифицированных специалистов среднего звена;
- Педагогика высшей школы имеет предметом закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения.
Социальная педагогика - наука о социализации личности в процессе взаимодействия с различными социальными институтами и социально ним средой в целом. Научно-теоретическую структуру социальной педагогики образуют:
- Агогика - отрасль педагогики, изучающая проблемы впереди ния отклонений в поведении детей и подростков;
- Герогика - исследует социально-педагогические проблемы пожилых людей;
- Андрагогика - изучает проблемы образования и воспитания человека на протяжении всей его жизни;
- Виктимология - разрабатывает проблемы категории людей, ставших жертвами неблагоприятных социальных условий и насилия.

Семейная педагогика предмет закономерности процесса формирования личности в семье и особенности ее воспитывая влияния.
Этнопедагогика - наука о специфике и закономерностях народного воспитания, его опыт, накопленный в национальной культуре, традициях, обычаях, фольклоре.
Специальная (коррекционная) педагогика - изучает проблемы и разрабатывает методы воспитания, обучения и образования детей с различными физическими и психическими недостатками. Делится на следующие направления:
- Сурдопедагогика - воспитание и обучение глухих детей;
- Тифлопедагогика - воспитание и обучение слепых детей;
- Логопедия - воспитание и обучение детей с расстройствами речи;
- Олигофренопедагогика - воспитание и обучение умственно отсталых детей.
История педагогики изучает процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и взаимодействии с современными проблемами образования.
Сравнительная (компаративистская) педагогика исследует воспитательные и образовательные системы в разных странах, закономерности их функционирования, развития и взаимодействия.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольная педагогика практикум | Добавил: manzark (06.06.2012)
Просмотров: 1645 | Теги: Виктимология, Социальная педагогика, Андрагогика, Герогика, Основы педагогики, Дидактика, Теория воспитания, Агогика, Школознавство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz