Развитие личности ребенка в раннем возрасте - Дошкольная педагогика практикум - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольная педагогика практикум

Развитие личности ребенка в раннем возрасте
Предпосылки развития личности
Развитие личности ребенка в раннем возрасте

Характерные особенности раннего возраста (от 1 до 3 лет):

• освоения предметных (орудийных) действий путем повторения, подражание;
• изменение отношения к взрослому (взрослый - образец для подражания);
• осознание себя и стремление реализовать собственное «Я»;
• необходимость активного участия в жизни взрослых;
• кризис трех лет.

Симптомы кризиса трех лет:

1) негативизм;
2) непокорность;
3) упрямство;
4) самовольство.

Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-то делать только потому, что это предложено взрослым; это реакция не на само действие, а на взрослого.

Непокорность - проявления поведения, которые в отличие от негативизма безличностные, направленные против норм поведения, навязывают ребенку.

Упрямство - реакция, когда ребенок настаивает на чем не потому, что ей этого хочется, а потому, что она требует этого.

Самовольство - стремление к самостоятельности, выраженное в реакции «Я сам».

Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста:
1. Принцип единства оздоровительной и воспитательной работы.
2. Единство подхода к воспитанию ребенка со стороны окружающих ее людей.
3. Индивидуальное обращение к детям.
4. Учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей.
5. Воспитание позитивного отношения к предложениям и поручений взрослых.
6. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий.
7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их осложнениями.
8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого.
9. Поведение взрослого - образец для подражания.

Адаптация - установление наиболее правильных соотношений (биологических и социальных) между организмом и внешней средой (Н. М. Аксарина). Основана на формировании динамического стереотипа поведения.

Биологическая адаптация - перестройка физиологических систем организма, обеспечивающий целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Осуществляется на основе врожденных механизмов.

Социальная адаптация - способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, что дает возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, равно как воздействовать на них в соответствии со своими потребностями. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие связей человека со средой, постоянно расширяются.

Степени адаптации:
1) легкий - поведение ребенка нормализуется (в течение 10-15 дней) - физиологическая, естественная адаптация;
2) средний (в течение 15-30 дней) - ребенок худеет, болеет, но не тяжело, без осложнений;
3) тяжелое (длится от 2 месяцев и более) - патологическая адаптация.

Факторы биологического и социального характера, влияющих на характер и продолжительность адаптации ребенка:
• отягощенная наследственность (психические заболевания, алкоголизм родителей);
• патология родов;
• перенесенные острые заболевания;
• неправильная организация режима дня дома (сон, бодрствование);
• жилищно-бытовые условия (чистота воздуха, освещенность помещения, отопление);
• состав семьи.

Наиболее критический возраст для адаптации - от 9-10 месяцев до 1 года 6 месяцев и от 3 до 3,5 лет.
Облегчение адаптации достигается:

1) максимальным приближением режима дня ребенка к режиму дня дошкольного учреждения;
2) приучением ее к активному участию в режимных процессах;
3) широким использованием комплекса закаливающих процедур;
4) увеличением двигательной активности, необходимой для повышения работоспособности детского организма.

Режим - рациональное распределение во времени и правильная взаимная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствования), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - деятельное состояние коры головного мозга, поддерживаемый раздражителями из внешнего мира (И. П. Павлов).

Сон - активный процесс, который возникает в результате естественной усталости после достаточного по продолжительности (в соответствии с возрастом) бодрствования.

Физиологическая основа режима - динамический стереотип (система условных рефлексов на время).

Принципы построения режима для детей раннего возраста:
• обеспечение продолжительности бодрствования, соответствующей границы трудоспособности;
• обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна;
• соблюдение соответствующих возрасту интервалов между кормлением;
• обеспечение рационального чередования сна, кормления и бодрствования.

Показатели педагогически целесообразного режима:
1) отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.);
2) уровень деятельности малыша соответствует возрасту;
3) ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому;
4) у ребенка хороший аппетит, глубокий сон;
5) малыш активно участвует во всех режимных процессах и положительно к ним относится.

Возрастные подгруппы детей первой группы раннего возраста (1-й год жизни):
1) от 2 до 5-6 месяцев;
2) от 5-6 до 9 месяцев;
3) от 9 до 12 месяцев.


Возрастные подгруппы детей второй группы раннего возраста (2-й год жизни):
1) от 1 до 1,5 года;
2) от 1,5 до 2 лет.

С детьми 2-го года жизни проводят занятия:
• по развитию речи и ознакомлению с окружающим;
• с сенсорного развития и развития действий с предметами;
• по развитию движений;
• музыкальные занятия;
• игры-развлечения.

С детьми 3-го года жизни проводят занятия:
• по развитию речи и расширение ориентировки в окружающем;
• по развитию движений (физкультурные занятия);
• по развитию изобразительной и конструктивной деятельности;
• по развитию элементарной трудовой деятельности;
• музыкальные занятия;
• дидактические игры (сенсорного содержания).

Категория: Дошкольная педагогика практикум | Добавил: manzark (06.06.2012)
Просмотров: 746 | Теги: упрямство, Негативизм, Самовольство, Непокорность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz