Предпосылки развития личности Развитие личности ребенка в раннем возрасте
Характерные особенности раннего возраста (от 1 до 3 лет): • освоения предметных (орудийных) действий путем повторения, подражание; • изменение отношения к взрослому (взрослый - образец для подражания); • осознание себя и стремление реализовать собственное «Я»; • необходимость активного участия в жизни взрослых; • кризис трех лет.
Симптомы кризиса трех лет: 1) негативизм; 2) непокорность; 3) упрямство; 4) самовольство.
Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-то делать только потому, что это предложено взрослым; это реакция не на само действие, а на взрослого.
Непокорность - проявления поведения, которые в отличие от негативизма безличностные, направленные против норм поведения, навязывают ребенку.
Упрямство - реакция, когда ребенок настаивает на чем не потому, что ей этого хочется, а потому, что она требует этого.
Самовольство - стремление к самостоятельности, выраженное в реакции «Я сам». Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста: 1. Принцип единства оздоровительной и воспитательной работы. 2. Единство подхода к воспитанию ребенка со стороны окружающих ее людей. 3. Индивидуальное обращение к детям. 4. Учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей. 5. Воспитание позитивного отношения к предложениям и поручений взрослых. 6. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. 7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их осложнениями. 8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. 9. Поведение взрослого - образец для подражания. Адаптация - установление наиболее правильных соотношений (биологических и социальных) между организмом и внешней средой (Н. М. Аксарина). Основана на формировании динамического стереотипа поведения.
Биологическая адаптация - перестройка физиологических систем организма, обеспечивающий целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Осуществляется на основе врожденных механизмов.
Социальная адаптация - способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, что дает возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, равно как воздействовать на них в соответствии со своими потребностями. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие связей человека со средой, постоянно расширяются. Степени адаптации: 1) легкий - поведение ребенка нормализуется (в течение 10-15 дней) - физиологическая, естественная адаптация; 2) средний (в течение 15-30 дней) - ребенок худеет, болеет, но не тяжело, без осложнений; 3) тяжелое (длится от 2 месяцев и более) - патологическая адаптация. Факторы биологического и социального характера, влияющих на характер и продолжительность адаптации ребенка: • отягощенная наследственность (психические заболевания, алкоголизм родителей); • патология родов; • перенесенные острые заболевания; • неправильная организация режима дня дома (сон, бодрствование); • жилищно-бытовые условия (чистота воздуха, освещенность помещения, отопление); • состав семьи.
Наиболее критический возраст для адаптации - от 9-10 месяцев до 1 года 6 месяцев и от 3 до 3,5 лет. Облегчение адаптации достигается: 1) максимальным приближением режима дня ребенка к режиму дня дошкольного учреждения; 2) приучением ее к активному участию в режимных процессах; 3) широким использованием комплекса закаливающих процедур; 4) увеличением двигательной активности, необходимой для повышения работоспособности детского организма.
Режим - рациональное распределение во времени и правильная взаимная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствования), а также смена видов деятельности.
Бодрствование - деятельное состояние коры головного мозга, поддерживаемый раздражителями из внешнего мира (И. П. Павлов).
Сон - активный процесс, который возникает в результате естественной усталости после достаточного по продолжительности (в соответствии с возрастом) бодрствования.
Физиологическая основа режима - динамический стереотип (система условных рефлексов на время).
Принципы построения режима для детей раннего возраста: • обеспечение продолжительности бодрствования, соответствующей границы трудоспособности; • обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна; • соблюдение соответствующих возрасту интервалов между кормлением; • обеспечение рационального чередования сна, кормления и бодрствования. Показатели педагогически целесообразного режима: 1) отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.); 2) уровень деятельности малыша соответствует возрасту; 3) ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому; 4) у ребенка хороший аппетит, глубокий сон; 5) малыш активно участвует во всех режимных процессах и положительно к ним относится. Возрастные подгруппы детей первой группы раннего возраста (1-й год жизни): 1) от 2 до 5-6 месяцев; 2) от 5-6 до 9 месяцев; 3) от 9 до 12 месяцев.
Возрастные подгруппы детей второй группы раннего возраста (2-й год жизни): 1) от 1 до 1,5 года; 2) от 1,5 до 2 лет.
С детьми 2-го года жизни проводят занятия: • по развитию речи и ознакомлению с окружающим; • с сенсорного развития и развития действий с предметами; • по развитию движений; • музыкальные занятия; • игры-развлечения.
С детьми 3-го года жизни проводят занятия: • по развитию речи и расширение ориентировки в окружающем; • по развитию движений (физкультурные занятия); • по развитию изобразительной и конструктивной деятельности; • по развитию элементарной трудовой деятельности; • музыкальные занятия; • дидактические игры (сенсорного содержания).
|