Закономерности и факторы развития ребенка - Дошкольная педагогика практикум - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольная педагогика практикум

Закономерности и факторы развития ребенка

Воспитание и развитие
Ориентировочные планы семинарских, практических и лабораторных занятий
Тема: Закономерности и факторы развития
План
1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
2. Этнопедагогика о движущих силах формирования личности.
3. Значение дошкольного детства в становлении личности.
4. Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ребенка.

Задания для самостоятельной работы:
• Составьте аннотацию на статью Г. С. Костюка «Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики».
• Найдите среди средств народной педагогики примеры характеристики движущих сил развития личности и проанализируйте их.
• Согласны ли вы с мнением В. А. Сухомлинского: «Учительская профессия - это человековедение»? Для чего воспитателю необходимо знать закономерности развития ребенка?
• Подготовьте реферативные выступления за одним из факторов развития: «Роль наследственности (среды, воспитания) в развитии ребенка».
• Почему бывает так, что у выдающихся отцов рождаются и вырастают дети с посредственными способностями и наоборот? Обоснуйте свое мнение.

Решите педагогическую ситуацию:
Мама 5-летнего Андрюшу объясняет неаккуратность сына тем, что он «пошел в своего отца», который через нездоровый образ жизни оставил семью. Как действовать воспитателю?

Тема: Воспитание как фактор развития
План
1. Роль взрослого в развитии ребенка. Воспитания и обучения.
2. Понятие о «зоне ближайшего развития» и сензитивные периоды развития.
3. Педагогическая периодизация дошкольного детства.
4. Одаренность и проблемы воспитания одаренных детей.
5. Реабилитационная педагогика.

Задания для самостоятельной работы:
• Почему ребенок не может стать человеком вне человеческого общества и без опеки взрослых?
• Обоснуйте свое отношение к теории ранней депривации, опираясь на современную концепцию дошкольного воспитания и научные данные о развитии ребенка.
• Проанализируйте возрастную периодизацию детства, содержащаяся в этнографической литературе и в трудах выдающихся педагогов.
• Докажите важность знания педагогом возрастной периодизации.
• С программы «Ребенок» (К., 1993) выпишите и проанализируйте типологию особенностей детей, требующих особого внимания воспитателя.

Решите педагогическую ситуацию:
Бабушка Иры, воспитанницы средней группы, требует от воспитательницы уделять своей внучке более значительного внимания, чем другим детям, мотивируя это тем, что он одарен, а в коллективе детей теряет возможности развития своих способностей. Стоит рекомендовать семье воспитывать Иринку только в семье, привлекая специалистов-репетиторов?

Основная литература
Божович Л. И. Личность и Ее формирование в детско возрасте. - М., 1968.
Выготский Л. С. Проблема возраста / / Собр.соч.: В 6-ти т. - М., 1984.-Т. 4.-С. 244-268.
Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л. Н. Проколиенко. - М., 1990. - С. 11-24.
Гильбух Ю. 3. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика. - М., 1992.
Дошкольное педагогическая психология / Под ред. Д. Ф. Николенко. - М., 1987.
Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании детей. - М., 1987.
Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М., 1989.
Кулачкивська С. Ведущие детерминанты психического развития ребенка / / Дошкольное воспитание. - 1997. - № 4.
Кулачкивська С. Е., Ладывир С. А. Я - дошкольник: возрастные и индивидуальные особенности психического развития. - М., 1996.
Лембрик И. Детские возрастные кризисы / / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С 22-23.
Пониманська Т. И. Основы дошкольной педагогики. - М., 1998. -С 52-96.
Проскура А. В. Психологическая подготовка учителя к работе с первоклассниками. - М., 1998.
Коноико А. Л. Психологические основы личностного становления дошкольника. - М., 2000.
Шаги к компетентности и интеграции в общество. - М., 2000.
Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997.
Одаренные дети / Пер. с англ. - М., 1991. Психологические вопросы выявления одаренности. - М., 1992. Социальная педагогика / Под ред. А. Й. Капской. - М., 2000. Титаренко Т. М. Такие разные дети. - М., 1989. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Попытка педагогической антропологии. - Выбрать пед. произведения. - К.. 1983. - Т.1.

Дополнительная литература
Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии / / Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. - Т. 2.
Белова Е. Одаренные дети / / Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4, 5.
Бех I. Д. Личностно ориентированное воспитание. - М., 1998.
Болтарович 3. Традиции семейного воспитания / / Народное творчество и этнография. - 1993. - № 2. - С 16 - 24.
Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. прокиньте и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / / Собр. соч. в 6-ти т. - Т. 4. - М., 1984. - С. 244-256.
Гурлева Т. Отклонения в поведении и развитии дошкольников / / Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6. - С. 19.
Доман Г., ДоманД. Дошкольное обучение ребенка. - М., 1995.
Ищеико И. П. одаренный ребенок / / Дошкольное воспитание. -1992. - № 7-8. -С. 26-31.
Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.
Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1991.
Мясоед П. А. Проблема психологии развития / / Педагогика и психология. - 1999. - № 1. - С. 6-9.
Николенко Д. Ф. Педагогическое дитинознавство / / Педагогика и психология. - 1993 .- № 1.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М., 1999. - Кн. 1. Стельмахович М. Г. Народная педагогика. - М., 1985. Титаренко Т. М. Мальчики и девочки: Психологическое становление индивидуальности. - М., 1989.
Фелъдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
Шванцара И. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.

Краткий справочник
Развитие
- постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.
Закономерности процесса развития:
1) поступательный характер, (пройдены ступени будто повторяют известные черты, свойства низших, но на более высокой базе);
2) бесповоротность (не копирование, а движение на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития);
3) единство противоположностей - внутренняя движущая сила процесса развития.

Основные направления развития человека:
• анатомо-физиологические (увеличение и развитие костной и мышечной систем);
• психическое (формирование сознания, самосознания, ведущих черт личности, когнитивных, чувственных и волевых процессов и т.д.);
• социальный (обретение социального опыта, в том числе духовного, овладения социальными функциями и т.п.).

Тенденции развития личности в онтогенезе (по Л. И. Божович):
1) единый целостный процесс непрерывного подрастания;
2) неповторимость отдельных возрастных периодов, делают свой специфический вклад в общий процесс формирования личности.

Формирование - процесс становления личности человека в результате влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и психология поведения, присущих в настоящее время конкретному обществу, а обществу, группе, и воспроизводства ею социальных связей и социального опыта.

Основные принципы социализации
Принцип системности
- Предусматривает воздействие на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга.

Принцип деятельности - Обусловливает активное взаимодействие личности с другими людьми, в которую индивид вступает в ходе деятельности и общения.

Принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды - Значит взаимообусловленность процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременно воспроизводство этих отношений в системе семейных, товарищеских, учебных и др. связей.

Принцип личной активности и избирательности - Рассматривает человека не как пассивное звено в процессе социализации, а как личность, способную активно действовать и самостоятельно вы-бираты социальные условия собственного развития и формировать собственное «Я», исходя из собственного видения идеалов и убеждений.

Отличные (от воспитания) особенности процесса социализации:
1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не предусмотренным, влиянием среды;
2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро-и макросреды;
3) рост самостоятельности личности по выбору социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольная педагогика практикум | Добавил: manzark (06.06.2012)
Просмотров: 1064 | Теги: Социализация личности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz