Воспитание и развитие Ориентировочные планы семинарских, практических и лабораторных занятий Тема: Закономерности и факторы развития План 1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка. 2. Этнопедагогика о движущих силах формирования личности. 3. Значение дошкольного детства в становлении личности. 4. Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ребенка. Задания для самостоятельной работы: • Составьте аннотацию на статью Г. С. Костюка «Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики». • Найдите среди средств народной педагогики примеры характеристики движущих сил развития личности и проанализируйте их. • Согласны ли вы с мнением В. А. Сухомлинского: «Учительская профессия - это человековедение»? Для чего воспитателю необходимо знать закономерности развития ребенка? • Подготовьте реферативные выступления за одним из факторов развития: «Роль наследственности (среды, воспитания) в развитии ребенка». • Почему бывает так, что у выдающихся отцов рождаются и вырастают дети с посредственными способностями и наоборот? Обоснуйте свое мнение. • Решите педагогическую ситуацию: Мама 5-летнего Андрюшу объясняет неаккуратность сына тем, что он «пошел в своего отца», который через нездоровый образ жизни оставил семью. Как действовать воспитателю? Тема: Воспитание как фактор развития План 1. Роль взрослого в развитии ребенка. Воспитания и обучения. 2. Понятие о «зоне ближайшего развития» и сензитивные периоды развития. 3. Педагогическая периодизация дошкольного детства. 4. Одаренность и проблемы воспитания одаренных детей. 5. Реабилитационная педагогика. Задания для самостоятельной работы: • Почему ребенок не может стать человеком вне человеческого общества и без опеки взрослых? • Обоснуйте свое отношение к теории ранней депривации, опираясь на современную концепцию дошкольного воспитания и научные данные о развитии ребенка. • Проанализируйте возрастную периодизацию детства, содержащаяся в этнографической литературе и в трудах выдающихся педагогов. • Докажите важность знания педагогом возрастной периодизации. • С программы «Ребенок» (К., 1993) выпишите и проанализируйте типологию особенностей детей, требующих особого внимания воспитателя. • Решите педагогическую ситуацию: Бабушка Иры, воспитанницы средней группы, требует от воспитательницы уделять своей внучке более значительного внимания, чем другим детям, мотивируя это тем, что он одарен, а в коллективе детей теряет возможности развития своих способностей. Стоит рекомендовать семье воспитывать Иринку только в семье, привлекая специалистов-репетиторов? Основная литература Божович Л. И. Личность и Ее формирование в детско возрасте. - М., 1968. Выготский Л. С. Проблема возраста / / Собр.соч.: В 6-ти т. - М., 1984.-Т. 4.-С. 244-268. Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л. Н. Проколиенко. - М., 1990. - С. 11-24. Гильбух Ю. 3. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика. - М., 1992. Дошкольное педагогическая психология / Под ред. Д. Ф. Николенко. - М., 1987. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании детей. - М., 1987. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М., 1989. Кулачкивська С. Ведущие детерминанты психического развития ребенка / / Дошкольное воспитание. - 1997. - № 4. Кулачкивська С. Е., Ладывир С. А. Я - дошкольник: возрастные и индивидуальные особенности психического развития. - М., 1996. Лембрик И. Детские возрастные кризисы / / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С 22-23. Пониманська Т. И. Основы дошкольной педагогики. - М., 1998. -С 52-96. Проскура А. В. Психологическая подготовка учителя к работе с первоклассниками. - М., 1998. Коноико А. Л. Психологические основы личностного становления дошкольника. - М., 2000. Шаги к компетентности и интеграции в общество. - М., 2000. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997. Одаренные дети / Пер. с англ. - М., 1991. Психологические вопросы выявления одаренности. - М., 1992. Социальная педагогика / Под ред. А. Й. Капской. - М., 2000. Титаренко Т. М. Такие разные дети. - М., 1989. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Попытка педагогической антропологии. - Выбрать пед. произведения. - К.. 1983. - Т.1. Дополнительная литература Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии / / Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. - Т. 2. Белова Е. Одаренные дети / / Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4, 5. Бех I. Д. Личностно ориентированное воспитание. - М., 1998. Болтарович 3. Традиции семейного воспитания / / Народное творчество и этнография. - 1993. - № 2. - С 16 - 24. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. прокиньте и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / / Собр. соч. в 6-ти т. - Т. 4. - М., 1984. - С. 244-256. Гурлева Т. Отклонения в поведении и развитии дошкольников / / Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6. - С. 19. Доман Г., ДоманД. Дошкольное обучение ребенка. - М., 1995. Ищеико И. П. одаренный ребенок / / Дошкольное воспитание. -1992. - № 7-8. -С. 26-31. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1991. Мясоед П. А. Проблема психологии развития / / Педагогика и психология. - 1999. - № 1. - С. 6-9. Николенко Д. Ф. Педагогическое дитинознавство / / Педагогика и психология. - 1993 .- № 1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М., 1999. - Кн. 1. Стельмахович М. Г. Народная педагогика. - М., 1985. Титаренко Т. М. Мальчики и девочки: Психологическое становление индивидуальности. - М., 1989. Фелъдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. Шванцара И. Диагностика психического развития. - Прага, 1978. Краткий справочник Развитие - постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности. Закономерности процесса развития: 1) поступательный характер, (пройдены ступени будто повторяют известные черты, свойства низших, но на более высокой базе); 2) бесповоротность (не копирование, а движение на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития); 3) единство противоположностей - внутренняя движущая сила процесса развития. Основные направления развития человека: • анатомо-физиологические (увеличение и развитие костной и мышечной систем); • психическое (формирование сознания, самосознания, ведущих черт личности, когнитивных, чувственных и волевых процессов и т.д.); • социальный (обретение социального опыта, в том числе духовного, овладения социальными функциями и т.п.). Тенденции развития личности в онтогенезе (по Л. И. Божович): 1) единый целостный процесс непрерывного подрастания; 2) неповторимость отдельных возрастных периодов, делают свой специфический вклад в общий процесс формирования личности. Формирование - процесс становления личности человека в результате влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и психология поведения, присущих в настоящее время конкретному обществу, а обществу, группе, и воспроизводства ею социальных связей и социального опыта. Основные принципы социализации Принцип системности - Предусматривает воздействие на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга.
Принцип деятельности - Обусловливает активное взаимодействие личности с другими людьми, в которую индивид вступает в ходе деятельности и общения.
Принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды - Значит взаимообусловленность процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременно воспроизводство этих отношений в системе семейных, товарищеских, учебных и др. связей.
Принцип личной активности и избирательности - Рассматривает человека не как пассивное звено в процессе социализации, а как личность, способную активно действовать и самостоятельно вы-бираты социальные условия собственного развития и формировать собственное «Я», исходя из собственного видения идеалов и убеждений.
Отличные (от воспитания) особенности процесса социализации: 1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не предусмотренным, влиянием среды; 2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро-и макросреды; 3) рост самостоятельности личности по выбору социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
Источник: http://mypsiholog.com |