Беседа, изучение продуктов деятельности детей - Дошкольное воспитание - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Беседа, изучение продуктов деятельности детей

Беседа, изучение продуктов деятельности детей
В психологических исследования дошкольников широко используется беседа как прием экспериментальной методики или как самостоятельный метод. Такая форма работы с детьми часто используется в практике дошкольного воспитания, поэтому дети привыкли к беседам со взрослыми. Среди бесед с детьми можно выделить те, которые носят запланированный характер, и такие, которые возникают спонтанно. Беседа как метод психологического исследования относится к запланированным беседам, но имеет при этом еще и специфические признаки, обусловленные ее исследовательской направленностью на выявление того или иного психологической закономерности. Беседа должна четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Существует ряд требований к формулировке вопросов. Они не должны подсказывать ребенку какую-нибудь ответ, например: «ты любишь маму?» Содержание беседы должен касаться известных детям тем, состоять из простых понятных слов. Некоторых тем следует избегать, чтобы не травмировать психики ребенка, не пробуждать у нее неприятных воспоминаний т.д. Продолжительность беседы 10-15 минут.

Для эффективного использования времени беседы необходимо, чтобы ответы детей были информативными. Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы. Уместны обращения такого типа: «расскажи, как ...»,« в какие игры вы играете? "," Объясни, почему твоя любимая сказка ...». Способность ребенка свободно чувствовать себя во время беседы возрастает, если беседа проводится в игровой форме с использованием игровых моментов, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора. Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек строительного материала и т.д. Особенно важно использовать наглядный материал в беседах с младшими дошкольниками.
Беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его вещания.
Активное овладение дошкольником различными видами деятельности позволяет исследовать его психику, опираясь на метод анализа продуктов детской деятельности: сказок, стихов, рассказов, рисунков, конструкций, аппликаций и т.д.
С помощью оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, увидеть основные его этапы, трудности, преимущества. Целый ряд работ дошкольника носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности отражают умения и навыки малыша, свойства его личности, обеспечивающих выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д. При этом заметны недостаточно развиты качества ребенка, узловые проблемы ее развития. Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему тех психических качеств ребенка, которые обеспечили получение соответствующих продуктов деятельности. Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельности включает элемент сравнения.

Выводы об особенностях методов детской психологии:
- Исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;
- К основным методам дошкольного психологии относятся наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов детской деятельности;
- Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов; возраст с 3-7 лет наиболее благоприятен для наблюдения;
- Эксперимент предполагает специально созданы условия для изучения психики ребенка; наибольшей эффективностью отмечается естественный эксперимент;
- При проведении эксперимента следует ориентироваться на возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- Проведение исследований с дошкольниками должно осуществляться в игровой непринужденной форме;
- Методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 603 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz