Эксперимент в дошкольном воспитании - Дошкольное воспитание - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Эксперимент в дошкольном воспитании

Эксперимент. В отличие от наблюдения, в эксперименте исследователь активно меняет условия деятельности исследуемого с целью выявления психического факта, который изучается. Подготовка к проведению эксперимента предполагает учет возрастных особенностей дошкольников. В частности, дети легко уязвимы, быстро заражаются эмоциями друг друга, импульсивны, их психические процессы неустойчивы и недостаточно произвольные, поведение значительной мере реактивная. Нужно создать условия, чтобы ребенок не отвлекалась на посторонние раздражители, предусмотреть возможность появления таких раздражителей.
Если эксперимент индивидуален, то необходимо исключить контакты малышей между собой. Как правило, он проводится в отдельном помещении, где обеспечивается нейтральная обстановка (однотонная окраска стен в «спокойные» цвета, отсутствие непривычных для ребенка предметов). Перед основной частью эксперимента следует позаботиться, чтобы малыш привык к помещению и до экспериментатора. Можно дать ребенку какую игрушку и вместе с ней поиграться, проявляя свою привязанность и доброжелательность. Если ребенок увлекся чем-то своим, стоит подождать некоторое время, а потом тактично переключить его на запланированные задачи, подчеркивая их развлекательный и необязательный характер: давай порисуете, составим пирамидку, сделаем аппликацию т.д.
Интерес к задачам у ребенка быстро затухает, поэтому один экспериментальный сеанс длится 10-20 минут. В случае, если ребенок раньше проявляет нежелание продолжать работу, отсутствие интереса к ней, усталость, то сеанс прекращается. Возникает вопрос, как согласовать время проведения эксперимента с режимными моментами в детском саду. Как правило, это те моменты режима дня, выделяемых для игры: до обеда и после обеденного сна. Ход эксперимента по наблюдению, фиксируется в протоколе.
Чтобы выявить тот или иной психический факт, разрабатывается соответствующая методика, основанная на представлениях исследователя об условиях, необходимых для возникновения нужного психического явления. В методике эксперимента отмечается его месть, необходим предметный материал, последовательность этапов проведения исследования, критерии для оценки и интерпретации результатов. Методика требует четкого соблюдения всех ее инструкций, что дает возможность впоследствии повторить эксперимент, проверить его результаты и выводы. Например, в методике отмечается, что руководство определенной задачи следует четко и внятно прочитать ребенку только один раз. Даже если ребенок просит повторить задание или объяснить его, исследователю этого делать не стоит, ведь в результатах учитывается, как ребенок понял задание без помощи взрослого. Вместе с тем после проведения эксперимента взрослый может поработать с ребенком, объясняя ей непонятны ранее задачи.

Так же четко следует выполнять требования относительно характеристик предметного материала: иногда требуется, чтобы картинки были цветными, иногда-черно-белыми, иногда на белом фоне, иногда - На тонированном т.д.
Соблюдение четких требований методики обеспечивает объективность его результатов. С другой стороны, варьирование условий эксперимента позволяет выявлять закономерности и механизмы психического развития. В эксперименте обеспечивается активная позиция исследователя, четкие критерии анализа и схемы фиксации результатов, что позволяет накопить значительный фактический материал и эффективно его обобщить. Значительный объем полученного фактического материала делает возможным выражение его результатов в числовых показателях, которые подвергаются математической обработке, чем повышается достоверность выводов. Вместе объективность эксперимента не абсолютна и также имеет свои ограничения. В эксперименте исследуются конкретные психические явления, и не следует распространять их характеристики на всю психику ребенка, делать слишком обобщенные выводы.

Схемы проведения эксперимента могут быть весьма различными. Они обусловливают выделение нескольких разновидностей эксперимента: лабораторного и естественного. Лабораторный эксперимент проводится в условиях лаборатории с помощью приборов. Испытуемый находится в непривычных для себя условиях, что влияет на его поведение и затрудняет выявление характерных реакций. Естественный - проводится в обычных для испытуемого условиях. Изменения, которые экспериментатор вносит в ситуацию, для ребенка незаметны. Учитывая требование бережно относиться к ребенку, не травмировать его психику, в работе с дошкольниками наиболее приемлемый естественный эксперимент. Он используется в форме занятий, игры, бесед.
Естественный эксперимент имеет стандартную схему проведения, по которой в нем выделяют несколько этапов: констатирующий, формирующий и повторный констатирующий.

Констатирующий эксперимент выполняет диагностические задачи: позволяет определить имеющийся у детей уровень развития определенного психического явления, сложившийся в традиционных условиях их воспитания.

На основе полученных результатов исследователь определяет недостатки развития определенного психического явления и планирует формирующий эксперимент, направленный на решение развивающих задач.
Естественный психологический эксперимент напоминает определенной степени педагогический эксперимент. Главное отличие между ними состоит в том, что педагогический эксперимент предназначен для определения целесообразности внедрения новых образовательных и воспитательных программ, педагогических методик, а естественный направляется на раскрытие закономерностей развития психики ребенка.

Разновидности эксперимента определяются также по числу детей, которые выступают исследуемыми. Бывает групповой и индивидуальный эксперимент.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 391 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz