Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Наблюдение как метод изучения детской психологии

Наблюдение как метод изучения детской психологии

Изучения психики ребенка составляет сложная задача ученых, а также воспитателей детских учреждений. Средствами психологического исследования выступают методы - определенные пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Методы психологии специфичные психических фактов или явлений.

Психический факт имеет внутреннюю сущностную составляющую и внешнее проявление, производный от внутреннего своего существа. Воспринимать мы можем только внешние составляющие психического факта, а внутренний остается для окружающих скрытым. Вместе исследователь должен охватывать своим изучением весь психический факт в его целостности, раскрывая внутреннее (ненаблюдаемой) его естество опосредованно, опираясь на внешние проявления (С. Л. Рубинштейн, С. Костюк, Г. А. Люблинская, А. В. Петровский ).
Так, исследователь может зафиксировать вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребенка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления выступают показателями внутренних ненаблюдаемых составляющих психических фактов.
Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.
К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.

Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов согласно объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых.
Они воспринимают исследование как обычные общения, беседы, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Различают несколько видов наблюдения:
- Полное и частичное;
- Включено и включенные.
Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например, речь или игры. Наблюдения зависит от позиции наблюдателя, может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. Вместе этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разнообразная палитра фактов и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается есть, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно, нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:
- Требовательность как устойчивая характеристика личности ребенка;
- Переутомление или болезнь ребенка;
- Переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;
- Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.
Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены, искривлено. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, который вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичность взгляда» на ребенка, предусматривающий обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с ней.

Проведение наблюдений за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задания фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола - «фотографический запись», который, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп . Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включена ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на нее.
Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.
Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, ибо не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования - эксперимент.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 1172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz