Влияние Общение со сверстниками на психическое развитие ребенка - дошкольника.
Вклад общения и совместной деятельности с ровесником в развитие дошкольника наиболее заметен в пяти сферах личности: нравственной, познавательной, самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству. Рассмотрим влияние общения и совместной деятельности с ровесником на каждую из этих сфер. 1. В нравственном развитии происходит формирование нравственных представлений, гуманного отношения к другим, положительной эмоциональной направленности на окружающих, навыков сотрудничества и взаимодействия с партнером, взаимопонимание, сопереживание.
2. Развитие познавательной деятельности состоит: а) в усвоении способности к выделению различных взглядов на определенное явление или объект и согласование этих взглядов между собой; б) в овладении логическими операциями отрицания, доказательства, аргументации, убеждения.
3. В развитии самосознания общения и совместная деятельность с ровесником составляют непременное условие возникновения подальше адекватных оценок сверстников, а впоследствии и самооценки, ее когнитивного, эмоционального и волевого компонентов.
4. Развитие творчества, самостоятельности, инициативности происходит за счет того, что дети самостоятельно налаживают контакты между собой, определяют их цели, организуют сюжетно-ролевую игру, определяют сюжет и распределяют роли, подбирают заменители. Выдвигают собственные инициативы и принимают инициативы других. При отсутствии запретов со стороны взрослого дети имеют возможность действовать по своему усмотрению.
5. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную, делать взаимооценки; распределять игрушки. Заключение об особенностях общения дошкольника с ровесником: - Общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника; - Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе; взаимоотношения ребенка со сверстниками значительно отличаются по своим функциям, содержанию, энергетикой от общения ребенка с взрослыми; - Вклад общения и совместной деятельности с ровесником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.
Источник: http://mypsiholog.com |