Принципы изучения психики ребенка - Дошкольное воспитание - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Принципы изучения психики ребенка

Принцыпы изучения психики ребенка
Маленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для ее развития внешних воздействий. Особая уязвимость, пластичность детской психики предопределяет подход взрослого к исследованию внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди». Исследования детской психики не только выявляет закономерности ее развития, но и влечет свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая положительный развивающий эффект. Педагогу следует соблюдать при этом особую осторожность, деликатности, тактичности, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новейшие ее достижения, обладать достаточной проницательностью во внутренний мир ребенка, пониманием его неповторимости и специфичности по сравнению с взрослым человеком. Этого требует второй принцип - эффективности и научности.

Принцип детерминизма активно разрабатывался С. Л. Рубинштейном. Его сущностью является основополагающая закономерность психики: внешние воздействия действуют через внутренние условия.
Развитие психики ребенка зависит от воздействий на нее взрослых, сверстников, но в одинаковой ситуации разные дети разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, внутренней активности.
При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под влиянием чего у ребенка возникают те или иные проявления поведения, закладываются положительные или отрицательные черты характера и т.д.

Из принципа детерминизма происходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработанный С. Л. Рубинштейном. Психика и деятельность выступают как две стороны одного явления.
Деятельность - внешняя сторона психики, а психика - внутренний план деятельности. Деятельность определяется замыслом, целью, программой ее достижения, т.е. сознанием. И наоборот, на создание замыслов, программ влияет практика. С одной стороны, сознание руководит деятельностью, а с другой усложнения деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознание.
Таким образом, деятельность одновременно и обусловлена сознанием, и сама предопределяет ее. Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования. Поскольку в нем утверждается взаимосвязь психики с деятельностью, то методологическое обоснование получает возможность изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения.
Детерминизм открывает путь для использования объективных методов, в том числе эксперимента в психологии.

Индетерминизм - позиция, противоположная принципа детерминизма, утверждает замкнутый характер психики, ее полной независимости от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживаниях человека по его поведению. Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдения или интроспекция. Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание. Но человек не осознает всех своих психических проявлений. Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животные. Вместе с тем этот метод может использоваться как прием в исследованиях, построенных на объективных методах.


Основа объективного метода - принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности. Главные требования к психологического исследования - это объективность и подход.
Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка. С. Л. Рубинштейн сформулировал основы детской психологии: «Воспитывать и обучать ребенка, изучая ее. Изучать ребенка, воспитывая и обучая ее ». Воспитание и обучение по своей сути является организацией деятельности ребенка.
Для изучения и одновременно развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность. Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что одномоментное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.
Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития выявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.п., но процессы эти индивидуально неповторимы.

ВЫВОДЫ о принципах дошкольного психологии:
- Исследование детской психики построенное на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности; принцип развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного индивидуального и личностного подхода;
Основой объективного метода - принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;
- Главные требования к психологического исследования - это объективность и генетический подход.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 642 | Теги: Основа объективного метода, Индетерминизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz