Психическое развитие новорожденного ребенка - Дошкольное воспитание - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Психическое развитие новорожденного ребенка
Психическое развитие новорожденного ребенка. Стремительное психическое и физическое развитие на протяжении дошкольного детства обуславливает последовательную появление многих новообразований психики и личности ребенка и выделение качественно своеобразных периодов развития: новорожденного, младенческого, раннего и собственно дошкольного.

Первый период жизни ребенка длится несколько недель. Новорожденный ребенок проявляет активность, основанная на врожденных безусловных рефлексах, поэтому поведение ребенка как такая, которая строится на выработанных при жизни реакций, отсутствует. Активность малыша ограничена моментами удовлетворение биологических потребностей в пище, в тепле и т.п.. Значительную часть суток новорожденный спит, периодически просыпаясь, чтобы поесть. Сохраняется физиологическая зависимость ребенка от матери, от грудного кормления и гигиенического ухода. Рождаясь как биологическое существо, новорожденный в социальном окружении быстро приобретает социальных признаков. Вся жизнь ребенка строится взрослым на основе общественно выработанных способов: родители приучают ребенка спать в ночное время и стимулируют его активность днем; ребенка окружают предметы, необходимые для купания, кормления, сохранение тепла, игрушки. Зависимость существования ребенка от взрослого, постоянный контакт с ним вызывает особый интерес к его личности, малыш пытается доступными для себя средствами привлечь внимание взрослого. Главными из них у новорожденного выступают крик и плач.
Результатом первого опыта общения новорожденного с близкими взрослыми выступает появление у него потребности в общении и сотрудничестве со взрослыми.

Первые прижизненные реакции малыша возникают в контексте его общения со взрослыми, в частности во время кормления ребенка матерью. Взгляд ребенка сосредоточивается на лице матери, ребенок будто замирает, прислушиваясь к голосу матери. Эти реакции получили название зрительного и слухового сосредоточения, которое составляет основу для дальнейшего формирования поведения ребенка.

Под влиянием условий, созданных взрослыми, заметно меняется эмоциональная жизнь малыша. От рождения для ребенка характерны отрицательные эмоциональные реакции, поскольку они сигнализируют окружающим о неудовлетворенные потребности, которые имеют жизненно важное значение для малыша. Созданный взрослыми положительный эмоциональный фон, доброжелательность, ласковые обращения, внимательность, забота вызывают у малыша соответствующие эмоциональные реакции.

Улыбка новорожденного выступает первой социальной эмоцией, которая включается в общение со взрослым и является своеобразным ответом на ласковое обращение к ней. Здесь проявляются первые признаки направленности поведения ребенка, на основе которой впоследствии развивается целеполагание, как необходимая черта деятельности.

Именно в эмоциональной сфере психики ребенка формируется важное новообразование - «комплекс оживления», возникающий при контакте ребенка со взрослым и включает эмоциональные и двигательные реакции: улыбку, вокализации, ребенок тянется ручками и направляет взгляд в направлении взрослого. Вокализации выражают положительные эмоции удовольствия, наблюдается оживление двигательных реакций. Ребенок четко отличает взрослого со всего окружения, проявляя позитивное отношение к контакту с ним. У ребенка возникают первые социальные потребности в познании и общении, тесное переплетение которых удовлетворяется за счет «комплекса оживления». Потребность малыша в общении реализуется в непосредственно-эмоциональном общении как ведущей деятельности младенческого возраста. Появление «комплекса оживления» как первой формы поведения ребенка свидетельствует о завершении периода новорожденности и о начале детства.

Выводы о важнейших достижениях в психическом развитии новорожденного:
- Приобретение первых социальных признаков на основе опыта непосредственно эмоционального общения со взрослым;
- Закрепление специфически человеческого биоритма ночного сна и периода дневной активности;
- Начало формирования первых социальных потребностей в познании и общении;
- Закладывание основ формирования человеческого поведения (зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, первая социальная эмоция - улыбка);
- Органы чувств развиваются быстрее двигательного аппарата;
- Зарождение и развитие первой формы поведения - комплекса оживления.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz