Психическое развитие ребенка до года, раннего возраста - Дошкольное воспитание - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Психическое развитие ребенка до года, раннего возраста
Психическое развитие ребенка до года
Ранний возраст отличается появлением фундаментальных жизненных достижений: хождение, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в ходе самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентация в пространстве, растут познавательные возможности.
Достижения малыша в овладении предметами к концу первого года жизни получают в раннем возрасте особого расцвета. Общение ребенка со взрослым происходит как их совместная деятельность, отношения между ними опосредованы предметом, предметными действиями. В процессе такого общения происходит активное усвоение ребенком социально выработанных способов использования предметов.
Первые предметы, которыми овладевает ребенок, кроме игрушек, - бытовые в их функциональном назначении, что порождает предметные действия, а не манипуляции, как на 1-м году жизни. Физические свойства предметов прямо не указывают на то, как их нужно употреблять. Носителем социально выработанных способов использования предметов выступает взрослый. Ребенок находится в противоречивой ситуации: она стремится сама выполнить действие, но не может этого сделать без образца взрослого. Преодоление этого противоречия приводит к тому, что возникает ситуативно-деловое общение как средство осуществления предметной деятельности, в ходе которой ребенок овладевает назначению предметов, учится действовать с ними так, как принято в обществе.
Социальная ситуация развития ребенка до года - раннего возраста обусловлена общением со взрослым как формой организации предметной деятельности малыша. Общение с взрослым происходит по поводу предметных действий с помощью речи, снижается его эмоциональность. Интенсивно развивается речь, вытесняя жесты и лепет. Такая форма общения - ситуативно-деловая. Деловые качества взрослого становятся главным мотивом общения. В 2,5 года ребенок в игре подражает взрослому, у него развивается символическое действие (использование заменителей). Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка. Наследования включает два компонента: копирование и отбор определенных образцов для подражания. Впоследствии возникает отсроченное подражания за памятью. Дети подражают действию, которым еще не овладели, и это способствует их усвоению.

Предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.
Во-первых, это переход от совместного с взрослым выполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.
Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметной действия.

Вторая линия приводит к овладению способом использования предмета, к обобщению образа и возникновения игрового действия, которая этот способ изображает. В результате у ребенка возникает предметное отношение к действительности, которую он понимает как совокупность предметов с определенным назначением и функциями.
К концу 1-го года возникает узнавание (на основе неразрывной связи памяти и восприятия), предвидение, способность к замещению.

Предметно-манипулятивная игра имеет две формы: игра-исследование, игра-конструирование.

Взаимодействие с ровесником и развитие ребенка до года. Ребенок развивается по следующим этапам:
1 этап - отношение к ровесника как к объекту (касаются пальцами глаз другого малыша)
2 этап - 18-20 мес. - Игра «рядом, но не вместе».

Взаимодействие с ровесником способствует развитию самосознания, имеет следующие проявления:
- С 2-х г. малыш комментирует свои действия (эгоцентрическое вещания ния), называет себя в 3-м лице;
- Зрение. - Узнает себя в зеркале;
- Осознает себя как личность (новообразование «Я», появление местоимения «я»);
- С 2 г. - дети сравнивают себя с другими, зарождается самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослого.


В процессе общения с окружающими ребенок учится понимать другого человека. Из 1,5 г. возникает стремление утешить расстроенного человека, эмоциональный отклик на ее переживания.
К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения ребенок-взрослый, перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своей компетентности в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослым, направленных ванной на расширение самостоятельности. Теперь вхождение во взрослую жизнь связано с сюжетно-ролевой игрой, где ребенок переживает себя взрослой.

При блокировании взрослым стремлений ребенка к самостоятельности возникает кризис 3-х лет, впервые описанный Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».

Симптомы кризиса 3-х лет:

1. Негативизм - отказ выполнять требования;
2. Упрямство - малыш настаивает на своем решении, привлекает внимание взрослого к необходимости уважать его мнение;
3. Непокорность - протест против привычного порядка в доме;
4. Отстранение от взрослого - «Я сам»;
5. Обесценивание взрослых;
6. Протест.



Достижения раннего детства в психическом развитии - развитие ребенка до года :

- На основе физического развития значительно расширяется самостоятельность ребенка, что приводит к осознанию ею себя как деятеля («Я сам»);
- Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность, имеющая игровое окраски;
- Предметно-манипулятивная деятельность осуществляется на основе предметных действий, которые развиваются у малыша с манипуляций;
- Развивается ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
- Познавательные процессы тесно взаимосвязаны; ведущим из них выступает наглядное восприятие, на основе которого развивается узнавание, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение, ребенок переходит к активной речи.


Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz