Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Экологическая психология

Экологическая психология понятия и принципы
Экологическая психология понятия и принципы
Категориальный аппарат экологической психологии — система понятий, в которых отражаются предмет, объект и основные задачи психологической науки об экологии, ее знания, методы и научные проблемы относительно такой реальности, которой является экологическое сознание. Категориальный аппарат экологической психологии, судя по публикациям, находится в стадии становления и разработки. Строится он на познавательных принципах теории отражения. Вполне естественно, что категории, законы и принципы психологической науки используются в этом процессе в качестве основополагающих . Вместе с тем, категориальный аппарат экологической психологии по содержанию, системно-логической организации, уровням познания и психосоциальной феноменологии должен обозначать новую область научного знания, где на первый план выступают проблемы экологии в своеобразной форме психического отражения человеком своей жизненной среды. Поэтому экологическая психология, как и другие науки, широко использует философские понятия, применяет терминологию медицины и педагогики, социологии, этики и эстетики, а вместе с тем создает собственную разветвленную сеть понятий и представлений типа "экологические натурнализации", "совметральные" и "совмиссийные" экодиспозиции, "экосентенции" и др.
Совершенно очевидно, что в таком важном деле, как разработка тезауруса и глоссария новой отрасли исследований, не обойтись без научных дискуссий, однако практика не ждет, а побуждает использовать "рабочие" варианты терминов в решении актуальных проблем экопсихологической действительности, в частности, тех, которые связаны с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Бытовое сознание спонтанно породило понятие "чернобыльский синдром". И хотя это понятие собственно психологическое, специалисты психологи еще не осмыслили и не объяснили его достаточно полно. Требуют изучения и понятия "экологическое сознание", "экологическое мышление", которые широко употребляются в обыденной практике и в печати. Следует здесь отметить, что и сознание, и мышление, как и другие психологические явления, не преобразуются и не "перерождаются" в своем значении от сочетания их с термином экологическое в категории экологии, экономики или политики (как, например, горбачевское "новое политическое мышление"). Если обыденное сознание может устраивать подобная реверсивность специальных понятий, что делает их расхожими, то экологическая психология никак не может удовлетвориться этим и пытается понять ту сущностную основу сознательной деятельности человека, благодаря которой она интенциирована экологическим смыслом.
Трудности создания и развития экологической психологии как новой отрасли психологической науки состоят прежде всего в формировании понятийного аппарата и концептуального ее строя. Это — фундамент любой науки, и создается он годами, десятилетиями, а возможно, и тысячелетиями. Издавна закладывался и понятийный фундамент экологической психологии. От древних мифов и легенд, сказок и былин, поговорок и притч доходят до нас представления экологического сознания наших предков.

Если внимательно всмотреться в исторические представления как в прообразы экопсихологических понятий, то можно выделить в них четыре существенных элемента:
1) ценности;
2) отношения;
3) правила или нормы организации отношений;
4) понятия как формы организации опыта.

Ценности, отношения, правила и опыт наполняли экологическое сознание людей даже в древнейшие времена. Давайте рассмотрим это более детально.
Ценности в архаическом экологическом сознании выделяются как такие, которые имеют важное значение для удовлетворения базовых потребностей жизнедеятельности. Это не только принципиальные, самые значимые, но и самые существенные для жизни категории.


Синтезируясь в представлениях людей, они отражают конкретный, определенный образ жизни. Чаще всего проецировались такие представления (понятия) на предмет верований, ожиданий, табу, поклонений либо угроз и опасений. Содержательно складывались они в те или иные представления человека о себе, своем окружении, родной природе и о том, что, откуда и как произошло.
Отношения учитывают взаимную или одностороннюю связь причинно-следственного характера. Центральное место в такого рода отношениях занимал сам человек, однако такое же активное начало приписывалось и природным явлениям. Отношения упорядочивались правилами, нормами, регулирующими поведение в соответствии с ценностями культуры. Отсюда христианские заповеди: "не убий" — норма сохранения жизни, "не прелюбодействуй" — норма сохранения супружеской верности, "чти отца своего и мать свою" — норма отношения к старшим, опытным, мудрым и т. п.
Понятия в древнем экологическом сознании выступают как обобщенные и синтезированные в языке конструкты опыта людей. Благодаря понятиям упорядочивался опыт, вырабатывалась определенная культура ценностно-нормативных отношений.
Как видим, ценности и нормы, правила и отношения в составе упорядоченного опыта входили в "понятие" древних (выражение "не иметь понятия" означало "не иметь опыта"). До сих пор такое выражение можно встретить у пожилых людей. Итак, благодаря понятию не требовалось каждый раз искать форму действия, ориентироваться на ожидания или санкции, а можно было поступать уверенно, достигая конкретного результата, поскольку он уже многократно был проверен предшествующим опытом и закреплен в понятии. Помимо существовавшей в древности перцептивно-ориентировочной функции понятия, современное представление о нем выделяет и другие стороны, связанные с обобщающей его сущностью.
Согласно современным представлениям в каждом понятии (научном или житейском) выделяют три звена, или три критерия, которые характеризуют определяемое явление по полноте, точности и обобщенности.
Критерий полноты определяемого понятия характеризуется тремя уровнями: предметной отнесенностью, значением и смыслом. Предметная отнесенность обозначает ту категорию или класс явлений, к которой определяемое явление по праву принадлежит. Значение понятия отражает сущностную, главную, а не второстепенную или видимую, внешнюю сторону явления, которое определяется понятием. Смысл — это контекстуальная включенность понятия, предмета или явления в какие-то обстоятельства, и через эту включенность определяется либо уточняется сущность определяемого.
Все три уровня одинаково важны при определении понятия, и только тогда оно представлено достаточно полно, когда характеризуется с позиций всех трех критериев.
Если в определяемом понятии используется только смысл, то очевидно, что понятие не раскрывается по существу, а лишь обозначается. Этот уровень мы называем уровнем ситуационной сигнификации (лишь обозначения, указания на предмет), а не определения его понятием.
Вторым критерием в определении понятий выступает критерий точности. Под этим критерием подразумевается качество исходных предпосылок, которые используются в основе представлений об определяемом предмете, событии или явлении. Здесь также выделяем три уровня: научное представление, эмпирическое представление и представление, основанное на догадке. Разумеется, последний случай — не из лучших для научного анализа и понятийного мышления, однако и он может иметь свою ценность, если не противоречит логике здравого смысла и способен стимулировать дальнейшее исследование описываемого феномена. По содержанию практически все понятия в экопсихологии объясняются нами исходя из научных представлений, основанных на объективных данных научного знания если не экопсихологии, то смежных научных дисциплин. Такие представления в понятиях доказательны и аргументированны. Не исключается (и мы также к нему прибегаем) толкование эмпирических представлений, основанных на житейском опыте, разрозненных наблюдениях обыденного сознания. Такие представления (подобно ответам иного студента) не отличаются глубиной анализа и не проникают в глубинную сущность явления, поскольку используют преимущественно внешнюю картину мира.
Третий критерий — критерий обобщенности определяемых понятий — указывает на степень аналитико-синтетической обработанности или осмысленности того, что определяется. Здесь также выделяем три уровня: ассоциативно-аналоговое умозаключение, систематизация и теоретическое обобщение. Уровень ассоциативно-аналоговых умозаключений, или простых ассоциаций, применяется тогда, когда объективная информация о явлении на момент его осмысления не позволяет проникнуть вглубь его по полноте и точности, а проявляется лишь эмпирико-ситуационной формой существования. Аналоговое умозаключение позволяет работать с понятием на уровне той самой (что и в первом критерии) смысловой сигнификации (обозначения, называния, представления, т. е. репрезентации по внешним, видимым признакам), а не на уровне глубинно-сущностной характеристики. В таком случае посредством простых аналогии выявляется частичное сходство без достаточного обсуждения и понимания других обстоятельств. При этом признаки определяемого явления если и называются, то часто лишь номинально, предположительно.
В отличие от ассоциативно-аналогового умозаключения, при систематизации определяемых понятий используется аналитико-синтетический план обобщений, когда в понятии наряду с категоризацией обозначается расположение предметов или явлений в определенном порядке (последовательности) или(и) представляется порядок зависимости одного понятия от другого в соответствии с объективно существующими между ними взаимосвязями. В таком определении понятий прослеживается оперирование главными, сущностными компонентами и признаками, свойствами. Объяснения в таких случаях упорядоченны, логичны, последовательны.
Третий уровень — уровень теоретических обобщений — характеризуется тем, что в определениях суждения и умозаключения строятся от известных науке общих положений, закономерностей и правил к объяснению частных (описываемых) случаев. Это дедуктивный путь теоретических умозаключений. Он широко используется в науке и всегда весьма продуктивен, особенно в начальной стадии развития, отпочковавшихся дочерних направлений. Поэтому экологическая психология активно применяет дедуктивные обобщения от смежных научных дисциплин как для обозначения проблем, так и для объяснения явлений, определения своих понятий. Второй путь теоретических умозаключений — индуктивный, когда идут от сбора и накопления фактов, частных случаев, исследования форм и разнообразия конкретных ситуаций. Для экологической психологии на данном этапе ее развития он может быть одним из основных, поскольку новая область научных знаний еще не изобилует богатой феноменологией. Нужны конкретные и многоплановые исследования, чтобы от частных случаев можно было идти к общим заключениям о сущности изучаемых явлений.
Названные принципы и критерии использованы нами в освещении основных понятий экологической психологии, они же применяются автором в развитии понятийного мышления студентов и служат основой для оценки их знаний.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково состояние разработанности понятийного аппарата экологической психологии к концу XX в.?
2. Какие источники формирования основных терминов и понятий используются в экологической психологии?
3. Что означало слово "понятие" в древние времена?
4. Какие требования предъявляются к определяемым понятиям на современном этапе?
5. Охарактеризуйте структурно-содержательное строение научного понятия.

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экологическая психология | Добавил: manzark (23.07.2012)
Просмотров: 944 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz