Главная » Статьи » Экологическая психология |
Методы сбора и анализа смысловой экопсихологической информации и средства психодиагностики экологического сознания. В экологической психологии наиболее результативным методом исследования являются полевые исследования массового экологического сознания. Полевое исследование в экологической психологии — это форма или тип исследования социально-психологических явлений, связанных с экологической ориентацией, поведением и деятельностью тех или иных сообществ людей в естественных условиях проживания. 1. Пилотажное исследование — предусматривает сбор разнообразной информации, подробное описание феноменологии, частных случаев, исключительных явлений в экологической сфере, особенно их отражения в сознании людей, в их переживаниях, мыслях и суждениях. Полевое исследование предполагает обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемых процессов. В опыте "Черниговской экопсихологической инициативы" (общественно-научной психологической организации) сложился вариант студенческих велосипедных экоэкспедиций, когда небольшая группа студентов экобиологов во главе с преподавателем на своих велосипедах во время летних каникул выезжает в населенные пункты, отнесенные к разным зонам радиактивного загрязнения, и в непроизвольной форме осуществляет спланированные исследования. Это воспринимается в качестве естественного любопытства и познания, интереса к жизни и быту простых людей, обмена мнениями и взаимного информационного обогащения. В экопсихологических исследованиях широко используют анкетирование. Надежность анкетирования, как и других измерений, определяется их качественностью, т. е. устойчивостью (стабильностью) результатов к влиянию погрешностей в повторных измерениях. Достоверность измерений определяется незначительным колебанием точности получаемых суждений, не превышающей 5-процентного отклонения от статистической истинности (т. е. единичное явление измеряется диагностическим инструментом в плане выявления его тенденциозности так, что погрешность в измерении на 1000 аналогичных явлений не превысит 5%). Такой уровень погрешности вполне допустим в социальных, психолого-педагогических, экопсихологических измерениях. Поэтому при разработке экопсихологических анкет их проверяют на соответствие указанным критериям. Составление ценной в экопсихологической отношении анкеты — весьма непростое дело, предполагающее целый ряд этапов. На первом этапе разработки анкеты определяется ее содержание. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеятельности в изменившихся условиях существования, отношение к экологически вредным факторам существования, о самочувствии в прошлом и настоящем, приоритетах в экодиспозициях и пр. Если помимо самого мнения важно знать и его интенсивность, то в формулировку вопросов включают соответствующую шкалу оценок Источник: http://mypsiholog.com | |
Просмотров: 655 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |