Методы сбора экопсихологической информации, варианты исследований - Экологическая психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Экологическая психология

Методы сбора экопсихологической информации, варианты исследований
Методы сбора и анализа смысловой экопсихологической информации и средства психодиагностики экологического сознания.

В экологической психологии наиболее результативным методом исследования являются полевые исследования массового экологического сознания. Полевое исследование в экологической психологии — это форма или тип исследования социально-психологических явлений, связанных с экологической ориентацией, поведением и деятельностью тех или иных сообществ людей в естественных условиях проживания.

1. Пилотажное исследование — предусматривает сбор разнообразной информации, подробное описание феноменологии, частных случаев, исключительных явлений в экологической сфере, особенно их отражения в сознании людей, в их переживаниях, мыслях и суждениях.
2. Диагностическое исследование — в полевых условиях осуществляется уточнение экопсихологической феноменологии с применением специальных методик, открываются новые явления, которые невидимы из наблюдений и бесед, уточняются психологические или социальные механизмы их действия, даются пояснения фактам, устанавливается истинная картина эко психологической действительности.
3. Экспериментальное исследование — направлено в основном на проверку гипотез, теоретических представлений, сложившихся или выдвигаемых концепций, но может быть также ориентировано и на внедрение неких коррекционных программ, информационных блоков, приемов психологической поддержки, социально-педагогических, медико-психологических и других новаций. Экспериментальное исследование призвано проверить, уточнить, оценить экопсихологическое явление, в отдельных случаях выполнить экспертизу предпринимаемых мер, определить направления профилактики нежелательных вариантов развития.

Полевое исследование предполагает обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемых процессов. В опыте "Черниговской экопсихологической инициативы" (общественно-научной психологической организации) сложился вариант студенческих велосипедных экоэкспедиций, когда небольшая группа студентов экобиологов во главе с преподавателем на своих велосипедах во время летних каникул выезжает в населенные пункты, отнесенные к разным зонам радиактивного загрязнения, и в непроизвольной форме осуществляет спланированные исследования. Это воспринимается в качестве естественного любопытства и познания, интереса к жизни и быту простых людей, обмена мнениями и взаимного информационного обогащения.
В экологической психологии разными исследователями и научными коллективами применяются все типы полевых исследований, хотя продолжают доминировать пилотажные и диагностические. В арсенале эгопсихологических исследований — множество общепсихологических, личностных и социально-психологических диагностик в соответствующих модификациях под экологическую проблематику, разрабатываются также оригинальные методы. Однако исследования экопсихологических проблем выполняются не только в полевых условиях, но и в лабораториях, студенческих аудиториях и школах, в трудовых коллективах, в практической работе и при психологических консультированиях.

Следует отметить, что из-за неразработанности концептуального строя и терминологического аппарата экологической психологии как новой отрасли научно-практического знания диапазон специфических приемов и методов диагностики на сегодняшний день весьма ограничен.

В экопсихологических исследованиях широко используют анкетирование.
Анкета
(от франц. enguete — список вопросов) — методическое средство для получения первичной социологической, социально-психологической или экопсихологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. В экологической психологии анкеты ориентированы на узловые проблемы экологического сознания конкретного региона. Поэтому в экопсихологической анкете используется прием перевода основных гипотез планируемого исследования на язык вопросов. Анкета составляется так, чтобы обеспечить получение ответов такого содержания, которые правдиво отражали бы действительность как по отношению к опрашиваемым, так и по отношению к проблеме. Особенно важно, чтобы вопросы отвечали критериям валидности, надежности и достоверности. Чем валиднее анкета-вопросник, как, впрочем, и любой иной тест, тем точнее отображается в нем то качество (свойство или явление), ради изучения которого он создавался. Иными словами, валидность — это соответствие предмету измерения.

Надежность анкетирования, как и других измерений, определяется их качественностью, т. е. устойчивостью (стабильностью) результатов к влиянию погрешностей в повторных измерениях. Достоверность измерений определяется незначительным колебанием точности получаемых суждений, не превышающей 5-процентного отклонения от статистической истинности (т. е. единичное явление измеряется диагностическим инструментом в плане выявления его тенденциозности так, что погрешность в измерении на 1000 аналогичных явлений не превысит 5%). Такой уровень погрешности вполне допустим в социальных, психолого-педагогических, экопсихологических измерениях. Поэтому при разработке экопсихологических анкет их проверяют на соответствие указанным критериям.

Составление ценной в экопсихологической отношении анкеты — весьма непростое дело, предполагающее целый ряд этапов. На первом этапе разработки анкеты определяется ее содержание. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеятельности в изменившихся условиях существования, отношение к экологически вредным факторам существования, о самочувствии в прошлом и настоящем, приоритетах в экодиспозициях и пр. Если помимо самого мнения важно знать и его интенсивность, то в формулировку вопросов включают соответствующую шкалу оценок



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экологическая психология | Добавил: manzark (23.07.2012)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz