Объективное логико-диалогическое знание и эмоция в экологической психологии - Экологическая психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Экологическая психология

Объективное логико-диалогическое знание и эмоция в экологической психологии
Объективное логико-диалогическое знание и эмоция в экологической психологии
Экологическая психология обязана использовать не просто знание, а знание активное, убедительное, способное воздействовать на сознание и чувства человека. Такое знание должно быть не только доказательным, не только объективным, но и субъективно значимым, не только интересным, но и волнующим.
В работе с экопсихологической информацией следует иметь в виду как логические, так и эмоционально-чувственные психологические механизмы восприятия.
Логическое доказательство включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы и демонстрацию, или способ рассуждения. Любая информация может исходить либо от фактов, либо от мнений, хотя одна и та же информация может быть представлена как фактами, так и мнениями. При работе с информацией в экологической психологии важно разводить, разграничивать факты и мнения.
Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение — это суждение, выражающее оценку, взгляд на что либо. Факты существуют сами по себе, на мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психические состояния, образование, общая осведомленность и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными.
В экопсихологической практике часто используют доводы. Доводы, или доказательства, могут быть прямыми и опосредованными, или косвенными.
Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.
Факты являются более надежными аргументами, к мнениям же необходимо относиться критически.
В экопсихологическом взаимодействии всегда нужно учитывать, с каким уровнем сознания предстоит "работать": на уровне научно сложившегося мировоззрения или на уровне здравого смысла обыденного сознания. "Работать" опять же на что — на доказательство или на убеждение в чем-то. Иногда требуется переубедить человека или группу людей, которые имеют твердые, но ошибочные или предвзятые мнения.
Доказательство и убеждение — это разные процессы. Доказывать — означает устанавливать истинность информации или сообщения, а убеждать — вселять уверенность, создавать впечатление, что истинность доказательства не вызывает сомнений, обращать людей в единомышленников. Логически правильно выстроенная, правдивая и точная информация может никого ни в чем не убедить. И в то же время могут убеждать простые рассуждения, основанные не на доказательствах, а на предрассудках, на неосведомленности людей, на вере в авторитеты или, напротив, на недоверии к ним. Иными словами, можно что-то доказать, но не убедить, можно убедить не доказывая, а можно и доказать, и убедить.
Дело не в количестве доводов, а в их качестве. Поэтому различают доводы сильные и слабые.
Применение доводов определяется целями экопси-хологического взаимодействия. Цели могут быть разные: просто дать сообщение, проверить сообщением истинность какой-то мысли или мнения, завязать полемику, убедить или переубедить кого-то в чем то, доказать и изменить чье-то мнение, снять или вызвать затруднение по поводу какого то вопроса.
Преследуя цели формирования экологического сознания, нельзя обойти и принципиальные вопросы принятия нового знания человеком. При этом следует помнить, что достичь успеха "извне" невозможно, если экологическое самосознание конкретного индивида не будет готово воспринимать предлагаемые ценности, новые экологические ориентиры или отношения к ним. Необходима соответствующая настроенность, которую каждый создает в себе сам.
Механизмы психологической настроенности имеют свои правила и по сути своей не терпят ускорения, давления, штурмовщины. В этом деликатном деле индивидуальное сознание требует и должно пройти все стадии работы с новым: непроизвольного, а затем вполне отчетливого и осознанного отрицания новых идей, внимания и интереса к ним с применением их на практике, сравнения и приближения — так называемого психологического "поглаживания" — и, наконец, принятия либо отрицания.
Если на каком-то этапе новое не проходит, то ему не судьба быть "своим", оно становится "чужим", т. е. еще на пороге сознания всегда будет отторгаться — явно или неявно, дипломатично или открыто оспариваться. Внешние проявления этого могут быть малозаметны, но суть такого взаимодействия с новым в его "поглаживании" и упрямой, почти инстинктивной защите прежних своих убеждений. Со временем подобная самозащита может ослабевать. Хотя прием "поглаживания" нового может успешно использоваться и для маскировки истинной работы самосознания по его усвоению, и для косвенного уклонения от предлагаемого, но в любом случае он должен состояться. Опыт показывает, что ускорение или давление на этой стадии работы сознания с новым дают, как правило, негативные результаты: отторжение, невосприятие или даже активное нежелание постичь предлагаемое.
В экопсихологическом контексте стадию "поглаживания" можно и даже целесообразно затягивать, удлинять, обеспечивая при этом не столько логическую, сколько эмоционально-чувственную поддержку. Рациональное и эмоциональное в логико-диалогическом контексте экологической психологии составляют, как, впрочем, и в природе, органическое целое.

Обратимся (тезисно, конспективно) к анализу роли и значения эмоционального в экопсихологическом контексте.
Род человеческий своими естественными возможностями жизнедеятельности, не говоря уже о диапазонах адаптации, обязан тому, что с появлением и развитием психики раздражимость дополняется чувствительностью. В допсихическом отражении приспособляемость живых организмов к условиям существования обретала целесообразность исключительно за счет раздражимости. Раздражимость — это способность живых организмов (например, растений) отвечать на средовые воздействия, имеющие для них биологическое значение, оставляя без ответа индифферентные (абиотические) воздействия. За счет раздражимости белковые молекулы положительно реагируют на питательные вещества, отрицательно — на сильные механические и химические воздействия и не реагируют на воздействия, не участвующие в обмене веществ.
Со временем появляется способность реагировать не только на биотические (биологически важные), но и на индифферентные раздражители, если они указывают на связь с биологически значимыми свойствами среды. Способность или свойство живого организма отвечать на биологически индифферентные воздействия, указывающие на связь их с жизненно значимыми обстоятельствами, получила название "чувствительности". С появлением чувствительности несоизмеримо расширяются возможности живых организмов ориентироваться в изменчивых условиях существования. Дорецепторные гедонистические переживания являются механизмами регуляции активности уже у самых простейших организмов. Вначале была эмоция.
В психологии принято считать чувствительность прообразом эмоциональной сферы. Первичные формы чувствительности, преобразуясь филогенетически в эмоциональные структуры более высокой организации, не теряют, а напротив, развивают адаптивные возможности, усложняются, дополняются, т. е. изменяясь качественно, вместе с тем сохраняют свои первоначальные функции.
Эмоции непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. Сопровождают практически все его проявления, присутствуют в каждом психическом процессе. Познавательные и эмоционально-мотивационные проявления едины. По словам С. Л. Рубинштейна, "эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают". В объективной психологии соотношение эмоциональных и интеллектуальных процессов рассматривается в их единстве, где исходным элементом есть эмоциональное начало.
Воплощаясь в высших психических функциях, представлениях и образах, в абстрактно-логических формах мышления, первичная роль эмоции — оценочная — не упрощается и не замещается логическим содержанием, а усложняется, дополняется и совершенствуется им, обретая смысл личного отношения. "Эмоция, — как замечает В. К. Вилюнас, — может быть даже превосходит по своему значению компонент интеллекта". Если в процессе мышления предметы и явления отражаются в виде образов, а операции опосредуются понятиями, то в эмоциональном постижении действительности объекты не "познаются", а "чувствуются", выступают в виде эмоциональных переживаний. Эмоциональная связь с действительностью ближе и короче, поскольку суть отражаемого заключается не в каких-то признаках, а в сигнале тональности воспринимаемого образа, в индивидуальном, личностном к нему отношении. Психологический механизм эмоционального отражения описан у Л. М. Аболина. Он истолковывает эмоциональный гнозис (от греч. gnosis — познание) с выделением в переживаниях объективной действительности, с одной стороны, и субъективного "я" ("я" и "не я") — с другой, с учетом соотнесенности субъективного опыта (знания, интересы) и формированием собственного отношения к реальной ситуации. Автор буквально имплицирует в эмоции категорию самого сознания. Вероятно, в этом есть резон: с сознанием эмоции еще более родственны, чем с мышлением. Об этом свидетельствует функциональная преемственность эмоций в сфере сознания.
Эмоции, будучи в филогенезе первыми, не упраздняются при возникновении сознания, а лишь по мере его развития отходят на второй план, вовлекая в сферу своего влияния преимущественно подкорку (глубинные уровни подсознания). Из этого следует, что роль эмоций в сознании второстепенна, однако в напряженных ситуациях эмоции "срабатывают" первыми и сами по себе. Неправомерно поэтому сводить роль эмоций лишь к признанию их влияния на психику, важно учитывать еще и то, что эмоции не просто связаны с познавательными или волевыми процессами, но и являются их обязательными регуляторами, сливаются с ними. Эмоции осуществляют оценочную и регуляторную функции в субъективном отношении человека к действительности.
Характерная особенность регуляторной функции эмоций заключается в том, что они могут оказывать как положительное (организующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние.
Положительное либо отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от насыщенности эмоциональных состояний, от их качественной характеристики и от степени сложности деятельности. Как слабый, так и сильный уровень эмоциональной мотивации ухудшают деятельность, — необходим оптимальный уровень эмоционального напряжения.
При низком уровне эмоционально-мотивационного возбуждения недостаточная продуктивность деятельности объясняется малой вовлеченностью адаптационных резервов. При высоком уровне эмоционального напряжения, к тому же негативного содержания, поведение характеризуется пассивностью, общей подавленностью, скованностью, замедленностью психических процессов или повышенной суетливостью, нервно-психической несдержанностью, раздражительностью. Дезорганизуются сложные функции целенаправленных форм поведения, их оценка и предвидение событий. Наблюдается также тенденция к понижению устойчивости психических процессов.
Подобное поведение людей, напоминающее состояние эмоционального паралича, описано в работах В. А. Моляко; оно наблюдалось им как массовое в первые дни после Чернобыльской катастрофы. Экоэкстремальные ситуации, видимо, могут обострять до запредельных уровни эмоционального возбуждения, вызывать блокаду перцептивной и волевой сфер личности, провоцировать тревогу, страхи, чувство отчаяния даже при сохраненной деятельности интеллекта. В свою очередь, психика в своем отражении среды, в принципе, располагает колоссальными резервами для позитивной, "мягкой" пси-хоэмоциональной стимуляции тонизирующего характера. Отсюда следует, что одной из задач экологической психологии являются поиск и реализация этих резервов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова роль объективного знания в экологической психологии?
2. Чем отличается факт от мнения?
3. Какими могут быть доказательства? Из чего складывается доказательство?
4. В чем разница между доказательством и убеждением?
5. Что нужно для того, чтобы переубедить человека в чем-то? Какие стадии проходит индивидуальное сознание в принятии нового?
6. Какая форма психической регуляции поведения и деятельности наряду с рациональным началом в человеке заслуживает внимания экологической психологии?
7. Что такое "раздражимость" и "чувствительность", и чем отличаются эти понятия?
8. Какова форма психического отражения филогенетически предваряла появление эмоциональной сферы человека?
9. Какова роль эмоций в жизнедеятельности человека?
10. Как соотносится эмоциональное и рациональное в естественном адаптогенезе человека к условиям своего существования? Что из них первично?
11. Какие воздействия могут оказывать эмоции на деятельность человека?
12. Каковы адаптивные возможности эмоций в экоэкстремальных ситуациях?
13. Почему экологическая психология ориентируется не только на рациональное, но и на эмоциональное в человеке?

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экологическая психология | Добавил: manzark (23.07.2012)
Просмотров: 463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz