Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 23.04.2024
Главная » Статьи » Экономическая психология

Экономическая безопасность региона

Экономическая безопасность региона
В условиях сегодняшнего особое значение приобретают возможности отдельного региона формировать безопасность государства, оставаясь при этом устойчивой и прогрессирующей территорией, способной эффективно нейтрализовать экономические угрозы или предотвращать их появление.
Для региона суть экономической безопасность заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективности использования природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, достижение экономического роста, повышение качества продукции, работ, услуг, конкурентоспособности производства.

Основные аспекты проявления экономической безопасности региона:
• наличие условий предпринимательской активности;
• сдерживание диспропорций в распределении доходов;
• стимулирование инвестиционных вложений;
• содействие инновационной деятельности;
• повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников.

Целевая направленность экономической безопасности региона может быть представлена так:
• содействие экономической независимости страны;
• устойчивость функционирования народного хозяйства;
• расширение границ саморазвития региона;
• расширение производства и сфер массового внедрения нововведений.

Экономическая безопасность региона - это система мероприятий по отгораживания экономического пространства региона от внешних и внутренних угроз, препятствующих эффективному функционированию составляющих региональной экономики: институциональной инфраструктуры (органов административно-территориального управления и финансово-кредитных институтов); собственно сферы производства; объектов транспорта и связи; науки и научных учреждений; систем жизнеобеспечения; социальной сферы.
Объектом экономической безопасности региона является региональная экономика как система взаимодействия производственной, социальной и природно-экологической сферы.
Субъектами экономической безопасности региона, с точки зрения экономической психологии, являются органы государственной власти, специфика которых заключается в реализации двух противоречивых начал: региональная власть реализует на своей территории не только общегосударственные, но и собственные интересы. Полномочия органов управления в период критической ситуации должны быть продолжением их функциональных обязанностей. Стратегическое управление процессами территориального развития в условиях переходного периода обусловливает объективную потребность регионов иметь собственную концепцию национальной безопасности.

Другими словами, экономическая безопасность региона - это совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость развития экономической территории, определенную независимость и интеграцию с экономикой страны, которая выражается в таких проявлениях:
• возможности проводить собственную экономическую политику внутри страны;
• возможности уравновешенно реагировать на резкие геополитические изменения в стране;
• возможности осуществлять или хотя бы начать осуществление существенных экономических мер (не дожидаясь помощи из центра) при социально взрывоопасных ситуаций на территориях, связанных с локальными «экономическими» болезнями;
• возможности стабильно поддерживать соответствие существующих (действующих) на территории экономических нормативов мировой практике, что позволило бы сохранить или восстановить достойный уровень жизни населения.

Внутренняя структура экономической безопасности региона - можно выделить три важнейших блока:
1. Экономическая независимость, которая означает возможность контроля региональной власти над региональными ресурсами (в пределах полномочий), а также достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, позволил бы обеспечить ее конкурентоспособность и возможность на равных участвовать в международной, межрегиональной торговли, обмене научно-техническими достижениями.
2. Стабильность и устойчивость региональной экономики, что обуславливает защиту всех форм собственности, создание надежных условий, гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, которые могут стать причиной возникновения социальных потрясений ).
3. Способность к саморазвитию и прогрессу, т.е. создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников.
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, наибольшее значение имеет система предотвращения угроз, которые зарождаются.
С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и не экономических воздействий на их ход.

Структура угроз экономической безопасности региона.
Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в регионах, вызванных угрозами экономической безопасности региона, могут стать различные факторы дестабилизации:
1. Спад производства и потеря внутреннего рынка. Постоянное не-дозагрузки производственных мощностей, закрытие некоторых производств и, как следствие, разрушение технологического потенциала приводит к свертыванию прогрессивной перестройки на собственной экономической базе.
2. Разрушение производственно-технического потенциала и деиндустриализации экономики. Сворачивание НИОКР, распад научных коллективов, сокращение заказов на высокотехнологичную продукцию, переход высококвалифицированных специалистов в другие области знаний и, как следствие, развитие сырьевых и сокращение конечных отраслей приводят к деградации научно-технического персонала и снижению конкурентоспособности территории.
Последствия действия данной угрозы для региона, с одной стороны, имеют долговременный характер, а с другой, с точки зрения определенной территориальной специфики, могут даже привести к потере отдельных «звеньев» научного потенциала и де-интеллектуализации общества.
3. Потеря продовольственной независимости. Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, полное открытие внутреннего рынка для импортных продуктов при отказе от разумного протекционизма в отношении отечественного производителя приводят к росту неуверенности в стабильном обеспечении населения продуктами, усиление зависимости от поставок из других регионов, разрушение сельскохозяйственного комплекса.
4. Рост безработицы и ослабление трудовой мотивации. Увеличение нагрузки на работающих граждан (поддержка социальных иждивенцев), снижение жизненного уровня населения, резкая дифференциация в доходах, разрушение потребительского рынка вызывает рост социальных конфликтов и негативное отношение к экономическим преобразованиям.
5. Криминализация экономики. Рост экономической преступности и распространение рэкета вызывают недоверие людей к возможности обеспечения правовой защищенности.
6. Безвозвратное ухудшения состояния природной среды. Увеличение техногенных нагрузок и нарушение равновесия природных комплексов приводит к росту количества заболеваний и вынужденной миграции населения в другие, более благоприятные регионы.
7. Нарушение финансового обеспечения территории. Оно отражается в первую очередь на отраслях социальной сферы, уменьшает дотации в местные бюджеты и приводит к общей нестабильности как региональной экономики, так и хозяйственного комплекса страны.
8. Потеря внешнего рынка. Увеличение экспорта сырья вместо наукоемкой и высокотехнологичной продукции сокращает валютные поступления и возможность обновления парка машин и оборудования, формирует негативное сальдо внешнеторгового баланса. Нерациональное использование валютных кредитов при отсутствии строгой нормативной базы делают операции на нашем внутреннем рынке непривлекательными для иностранных инвесторов.

Сущность экономической безопасности территории реализуется с помощью системы показателей, позволяющих количественно оценить ситуацию и сигнализировать о возможной опасности, осуществить комплекс программно-целевых мероприятий с целью стабилизации положения.

Для экономической безопасности территории принципиальными являются пороговые значения показателей, т.е. предельные значения, превышение которых вызывает проявление разрушительных, не регламентированных процессов на данной территории.
Такими показателями могут быть, например, средний доход на душу населения, среднемесячная заработная плата, степень изношенности основных фондов



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экономическая психология | Добавил: manzark (23.07.2012)
Просмотров: 1850 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz