Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 18.04.2024
Главная » Статьи » Экономическая психология

Экономическое поведение - аффективные факторы

Факторы экономического поведения

К аффективных факторов экономического поведения относятся эмоции, чувства, переживания.

Эмоции - это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношение субъекта к объекту (другого субъекта) в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на экономическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные), улучшающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные расходы и снижают стремление потребителя экономить. Действие отрицательных эмоций противоположная. Те же закономерности срабатывают и в биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они имеют большие ожидания относительно продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует риски.

Благодаря эмоциям активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако в разных ситуациях и по различным видам деятельности уровень активации должен быть разным.

По закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. Взаимосвязь между успешностью деятельности и интенсивности желания нелинейный - он имеет вид U-образной инвертированной кривой. Если уровень возбуждения за желания чрезмерно высокий, когнитивные компоненты деятельности разрушаются, происходит смещение цели на результат (энергия тратится на попытки представить результат, на страх не получить).

Фактор сложности задачи, ответственности за результаты деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Удалось выяснить, что, когда речь идет о простых задачи, то следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости. Сложные задачи требуют невысокого уровня возбуждения, а средние по сложности - среднего уровня активации, стресса.
В состоянии повышенного возбуждения люди отдают предпочтение более легким видам деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоянии низкого возбуждения - сложнее (составление отчета).

Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение и перемотивация ухудшают результаты работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Такой ошибки иногда допускают начальники, учителя, родители.

Закон Йеркса - Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, чем привлекательный продукт (повышенный уровень возбуждения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибку.

Информационная перегрузка может быть спровоцировано разнообразием товаров и услуг, необходимостью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна), противоречивыми источниками информации о продукте, дефицитом времени выбора.
Влияет на экономическое поведение в целом и личный эмоциональный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций, которые для конкретного человека особенно желательны.

Выделяют следующие основные виды экономических эмоций:
1. Акизитивные эмоции - это эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовки. Они тесно связаны со сферами потребления и накопления. Насыщения потребностей накопления дает человеку ощущение материальной свободы и безопасности от "черного" дня. Когда же оно переходит границы, человек превращается в Скупого Рыцаря. Характерным проявлением надвиражености акизитивних эмоций является чрезмерное стремление делать запасы, которые потом портятся, выбрасываются, оказавшись невостребованными.
2. Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание преуспеть в работе, когда человек увлечен делом и вместе с усталостью испытывает чувство удовлетворения результатами труда.
3. Гностические эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радостью открытия истины, стремлением преодолеть противоречия, разложить все по полочкам.
4. Глорические эмоции связаны с желанием самоутверждения, признания и уважения. Они подталкивают человека к самосовершенствованию, саморазвитию, с ними неразрывно связаны чувство потрясенного самолюбия, желание взять реванш. Крайнее выражение глорических эмоций проявляется в виде неуемного желания славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.
5. Пугнические эмоции базируются на потребности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. их сопровождает ощущение эмоциональной и волевой напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если же они захватывают человека целиком, она теряет голову.
6. Альтруистические эмоции - это бескорыстное желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства и заботы о ком, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасный выгоранием чувств к бездушие. Встречается и альтруизм со знаком минус, когда человек ожидает беды других, чтобы продемонстрировать свои таланты.
7. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармонией. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознаются далеко не всеми.
8. Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и душевном комфорте. их дает наслаждение от вкусной еды, солнца, тепла. Желание испытывать эмоции гедонизма зависит от желаний работать и приобретать. Тем, кто умеет хорошо отдыхать, организм платит здоровьем и лучшей работой. Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыщение и неизбежна усталость.
9. Коммуникативные эмоции и чувства - желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции часто занимают первое место у женщин, а у мужчин - третье.
10. Романтические эмоции - это ожидание необычного, чуда, манящее ощущение дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это влечение зловещего, магического. Они стимулируют стремление к новому, к открытию неизвестного, но в случае избыточного погружения в мир сказок есть опасность потерять ощущение реального мира насовсем.

Знания о доминирующих эмоциях в коллективе или группе целесообразно применять в целях эффективного управления ими.
Ведущая роль при покупке принадлежит эмоциям или рациональном расчете. Это зависит не только от характера товаров и услуг, но и от личности покупателя.

Чем экспрессивнее товар (вызывает сильные, яркие эмоции, заражает, притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные компоненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обдуманным. Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, выразительностью, модой, чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначением.

Например, экспрессивность одежды служит его психосоциальным целям, тогда как защитные свойства - функциональным. Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и не расчлененность, самосфокусированность и необъяснимость.

Экспрессивный товар порождает эмоциональные мысли, которые тесно связаны с образом «Я» и плохо выражаются с помощью языка. «Это мое», «мне это нравится», «это не для меня», «именно это мне подходит» - примеры личных эмоциональных суждений, в отличие от когнитивных "эта вещь дешевая и добротная», «в машине много места», «натуральные ткани здоровее ».

Часто эмоциональный выбор становится определяющим при отборе из нескольких альтернатив (направляет и удерживает внимание). Выделяет то из окружающего и производит первое впечатление эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет. Чем выше заинтересованность в результате, чем важнее сделать правильный выбор, тем вероятнее обдумывание доминировать над эмоциями.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экономическая психология | Добавил: manzark (23.07.2012)
Просмотров: 1397 | Теги: Закон Йеркса - Додсона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz