Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 18.04.2024
Главная » Статьи » Эмоции

Эмоции - функции оценки и побуждения
Функции оценки и побуждения

Как уже отмечалось, слово "эмоция" с латинского языка переводится как "возбуждаю, трогает, поражаю, волную".

Трогать, поражать, волновать - это и есть функциональное назначение эмоций, которое обеспечивает ориентирование индивида в окружающем мире, регулируя поведение, указывая на значимость для него всего, что в этом мире есть, и на собственную его значимость. В эмоциях раскрываются как страстное отношение человека к окружающему, так и отношение к самой себе, что влияет соответственно на ее действия и жизнь в целом.
"Человеку свойственно ошибаться", - утверждали еще древние римляне. Если человек достигает своей цели, то испытывает удовольствие от успеха. Однако она одновременно и опасается неудачи, страшится поражения, она волнуется, волнуется даже при представлении о будущей поражение, возможную неудачу.

Репрезентативность в психическом явлении аффективности, страстного отношения человека к окружающему и самому себе через эмоциональный процесс, эмоциональные состояния, различные чувства образует эмоциональную сферу психики.
Эмоциональная сфера, как известно, данная личности через самонаблюдение. Субъективная психология считала, что это единственный метод познания психики вообще, а такой ее интимной сфере, как эмоциональная, и подавно. Но мы не только углубляемся в свои переживания, любуемся переливами наших чувств, - мы действуем на основе этих переживаний.

Эмоциональная сфера психики - это та, которая волнует, движет. Наши поезда могут изменять направленность наших действий. Наши переживания оказываются снаружи в выразительных движениях, в изменении цвета лица. Такая объективация является реальной основой не только самопознание, но и эмпирического познания эмоциональной сферы личности.
Влияние поездов, эмоций, страстей на наши действия и жизнь неоспоримый. Мы можем наделать глупостей от обиды и сломать свою судьбу. Переживание чувства собственной вины - это самая казнь для человека. Иррационально чувство вины может доставать выход и в болезнях. Человек своими страданиями словно рассчитывается за то, в чем она виновата, и ему становится легче. Эта расплата является проявлением нашей эмоциональной сферы. Но человек - не пассивная существо, и эмоциональная сфера ей подвластна. Но чтобы регулировать эту сферу, нужно знать функциональное назначение наших влечений, эмоций, чувств, воли.

Одно из общепринятых положений в психологии эмоций состоит в том, что эмоции выполняют функцию оценки.
Независимо от того, как в истории психологии трактовались эмоциональные явления - то как вид ощущений (периферическая теория), или суждений (когнитивная теория), - за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя дискутировался, что именно (вещи - за потребности в них; действия - на пути к цели или отношения) и как именно (сознательно, бессознательно, относительно, абсолютно).
Поскольку деятельность - это всегда деятельность субъекта, ее выполнение предполагает, помимо объективной информации о среде, еще и информацию от субъекта о том, что именно в данной среде ему нужно, чего надо избегать. Эмоции обеспечивают выделение предмета по критерию его субъективной ценности.

В эмоциях как субъективные переживания, так и их объективные проявления детерминированы влиянием внешнего мира и является его отражением. Содержание отражения в эмоциях (т.е. воздействие внешних предметов и внутренней среды) переживается лишь как нечто присущее субъекту, только как его внутреннее состояние. То есть в эмоциональных явлениях внешнее воздействие осознается как изменение в самом субъекте. Поскольку в эмоциях предметы отображаются, затрагивают потребности субъекта, то прежде всего происходит их сравнение, оценка относительно того, что ему необходимо.

С оценкой связано возникновение симпатии между людьми на основе общности интересов, взглядов. Сопереживание, созвучность, синтония с эмоциональным миром другого человека зависят от ценности, значимости этого человека для нас.

Синтония - явление довольно своеобразное. Она встречается даже у умственно отсталых людей, однако может отсутствовать в высокоразвитого "интеллектуала". Немало есть детей, которые много читают, знают, но не могут понять эмоциональное состояние даже близких, симпатичных им людей, не способны откликнуться на него.

Человек - всегда страдающая существо, но ее страдания деятельное. Кстати существуют независимо от человека, однако эти вещи являются предметом ее потребностей. Человек пытается овладеть ими, присвоить их, и это стремление связано с функцией побуждения как важнейшего мотива поведения.

Самонаблюдения свидетельствует: мы делаем то потому, что нам хочется. Мы стремимся к удовлетворению и избегаем неприятностей. Теория гедонизма рассматривает стремление к удовлетворению как главный мотив человеческой жизни. Конечно, каждый человек стремится к счастью, и оно не означает сумму удовольствий. Психологические данные опровергают гедонизм: стремление к удовлетворению делает это удовольствие недостижимым. Постоянный чувственная фиксация человека на достижении приятного эмоционального состояния ведет к патологическим явлениям (алкоголизм, наркомания). Когда человек формулирует свою цель в эмоциональных терминах ("поймать кайф"), она отворачивается от конкретных свойств предмета (людей или вещей), взаимодействие с которым должно дать желаемое удовольствие и к выбору которого она относится очень требовательно. Причем часто человек не знает, каким этот предмет должен быть, но хорошо знает, каким он не должен быть. Поэтому нам легче формулировать свое желание в эмоциональных терминах, чем в предметных характеристиках.

Свою "хитрую стратегию счастья" Дж. Милль, английский философ, сформулировал так: "надо стремиться не к переживанию удовольствия, а к достижению таких целей, которые порождают это переживание". Именно такое целеполагание позволяет регулирования эмоциональных проявлений.
Еще раз подчеркнем, главное назначение эмоций - выполнение оценочной функции, связанной с выделением актуально значимого в предмете, явлении, мире. Оценить - значит соотнести с мерой, которая принадлежит личности. Личность творит свою меру не только на аффективной основе, не только на основе поездов, а на основе разума, интеллекта.

Оценивая, выделяя значимое, личность не только приспосабливается, адаптируется к своей степени, она создает новые, развивая, творя сама себя. Творчество как способ создания новых ценностей является еще одним моментом в определении возможности регулирования эмоциональных проявлений.
Поиск степени, под которую подводится оценка новых ценностей, непременно предполагает сравнение. В этом проявляется единство познавательной и эмоциональной сфер. Особенно отчетливо оценочная функция на основе сравнения воплощается в таких эмоциях, как зависть, злорадство, гонор, гордость, чувство исключительности. Когда мы гордимся собой или завидуем кому, мы оцениваем себя по сравнению с другими, находясь в состоянии соревнования. В условиях постоянного соперничества и успех, и неудача одинаково опасны. За неудачи человека сомнут, и тогда ее пленяют негативные эмоции. По успеха она будет иметь врагов. В случае отказа от соперничества велика вероятность возникновения чувства неуверенности и даже неполноценности. И тут разум должен подчинить эмоции, необходим анализ того, какие признаки мы выбираем для сравнения. А, как известно, сосредоточенность на одном, условно выделенном элементе целостного явления ведет к его изменению в целом. Анализ переживаний эмоций ведет к изменению их содержания. От зависти мы можем перейти к чувству снисхождения, от злорадства - к жалости. Это еще один момент возможности регулирования эмоциональной сферы.

Через эмоции личность познает себя, познает то, что для нее не равнодушен. Беда другого человека обычно вызывает сочувствие. Когда же мы вдруг ощущаем злорадство, то это сигнал, чтобы разобраться в своем отношении, откорректировать свое поведение.
Сигнализируя, эмоции якобы выполняют диагностическую функцию. Ведь многие побуждений человека не всегда осознаваемое или адекватно осознаваемые им самим. Наличие определенных эмоций может служить важным средством идентификации побуждений, выявление их связи с базовыми жизненными потребностями, ценностями.

На основе оценки формируется побуждение, наиболее отчетливо проявляется в страстях. Для страсти характерно своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсти овладевают нас, и мы покоряемся их силе. Но Эта сила от нас и получается. Страсть побуждает к активности. Это не темная роковая сила, которая ослепляет человека, проявляя власть телесной природы над духовными проявлениями, как утверждает христианская мораль. Страсть - это источник самоутверждения личности, это большая сила, и поэтому важно, на что она направлена. Она может быть как губительным, роковой, так и величественной, творческой.
Страсти определяют эмоциональную направленность личности - стремление к определенным переживаниям своего отношения к действительности. Среди типов эмоциональной направленности личности выделяются коммуникативные и альтруистические (потребность переживать эмоции, которые возникают в условиях совместного действия, помощи другим); глорические (как переживание славы, самоутверждения); праксические (эмоции, возникающие с изменением течения действия, трудовой деятельности); романтические (стремление к необычному, таинственному); акизитивни (связанные с приобретением, накоплением, что выходит за пределы практической нужды) и др..
Страстная личность отличается от эмоциональной и сентиментальной. Собственно сентиментальные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям, сентиментальные скорее наблюдают за своими чувствами, любуясь их переливами; натуры же страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действие. В эмоциональных натур царит Аффективность как возбудимость, впечатлительность, они скорее стремятся действовать, чем действуют; это эмоционально возбудимые личности, для них важнее именно волнение, чем то, что его вызвало. Сентиментальные натуры - чувственные и пассивные. Для натуры страстной чувства - это страстное побуждение.
В процессе онтогенеза главная функция эмоций - функция оценки смысла разнообразных жизненных явлений, конкретизируясь, делится на функции: оценки настоящего, организации деятельности, закрепление опыта, предсказание будущего, синтезирования образа (В. К. Вилюнас, 1976; Я. Рейковский, 1979).
Функция оценки настоящего реализуется при соотнесении определенных явлений с потребностями индивида. События, не касающиеся потребностей, оставляют его равнодушным, оцениваются нейтрально; о тех событиях, которые способствуют их удовлетворению, сигнализируют положительные эмоции, а о тех, препятствующих, - отрицательные. Благодаря этому образ мира состоит из разнородных и многозначных явлений, а психика получает такую характеристику, как неравнодушие.
Эта функция заключается в возможности индивида удовлетворить свои потребности и характеризуется вероятностью достижения цели. Согласно информационной теории эмоций, характер эмоции определяется наличием актуальной потребности и оценкой индивидом вероятности ее удовлетворения. Такая оценка формируется на основании врожденного и прижизненного опыта и неосознанного сопоставления имеющейся и возможной информации о средствах, время, ресурсы, необходимые для удовлетворения потребности. Рост вероятности удовлетворения потребности в результате такой оценки порождает положительные эмоции, а уменьшение по сравнению с прогнозом - отрицательные. К тому же индивид стремится испытывать первые и избегает ситуаций, которые бы повлекли другие.
Функцию организации деятельности эмоциональные явления выполняют путем оценки предметов, которые являются мотивом деятельности. Традиционное представление о том, что эмоции мешают деятельности, дезорганизуют ее, не является вполне правильным. Эмоции могут организовывать деятельность, направляя внимание на предмете. От интенсивности эмоций зависит успешность деятельности. Правда, эмоции нередко и дезорганизуют ее. Например, они могут негативно сказываться на познавательной деятельности.
Заметим, что эмоции не являются чем-то внешним по деятельности, а непосредственно включены в процесс ее выполнения как момент единства аффекта и интеллекта. Так, в мышлении они не только отражают отношения между мотивами и результатами решения задачи, но и выделяют зоны поиска неизвестного. Участие эмоций в организации деятельности возрастает тогда, когда индивид относится к ним как к ценности. Кроме этого, эмоция как ценность предопределяет склонность к одним видам деятельности и нелюбовь к другим.

Функция закрепления опыта реализуется за счет положительных или отрицательных эмоциональных следов, хранящихся в памяти, т.е. оцениваются как успешные или неудачные (относительно потребностей) действия, имевшие место в прошлом. Эту функцию выполняют, в частности, эмоции успеха-неуспеха, сигнализирующие о результативный сторону деятельности. Наиболее ярко это проявляется в ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к эмоциональной регуляции деятельности. Поэтому индивид очень долго помнит (иногда неосознанно) события, повлекшие сильную эмоциональную реакцию, например аффект.
Другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, также служат закреплению опыта и могут навязать индивиду эмоциональное выход из определенной ситуации. Интересно, что индивид заново переживает эту эмоцию, вспоминая об обстоятельствах, которые вызвали ее впервые (А. Р. Лурия).

Функция предсказания будущего - это своеобразная эмоциональная форма опережающего отражения действительности, оценка, которая сигнализирует о возможном приятный или неприятный результат выполняемых действий. Благодаря этой функции значительно сокращается поиск индивидом выхода из проблемной ситуации. При мышления, например, эмоциональное предвосхищение включено почти во все звенья решения задачи: в формулировку гипотезы, структуру умственных действий, процессы поиска неизвестного.
Функция синтезирования образа воплощается во влиянии эмоций на структурирование восприятия, памяти, сознания. Примером особого эмоционального синтеза может быть познавательное обобщение, объединяющее в себе определенную совокупность явлений не по общей для них объективным признаком, а по схожему эмоциональным отношением: "милые друзья", "скучные собеседники" и др..
Подводя итог рассмотрению функции оценки и тесно связанной с ней функции побуждения, определим их соотношение как функций эмоций. При оценивании всегда есть сравнение, подведение к степени, а поиск меры уже связан с побуждением, в котором оказываются стремление и страсть, которая определяет регуляцию.
Указанные функции в своей совокупности обеспечивают жизненно необходимую для личности регуляцию. Как видим, функции эмоций тесно взаимосвязаны. Это единство обуславливает общую регулятивную роль эмоций в психической жизни человека - влияние эмоций человека на нем самом как на индивида и личность, а также на выполняемую ею деятельность.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Эмоции | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 907 | Теги: Эмоциональная сфера психики, Переживание чувства собственной вин, А. Р. Лурия, Синтония | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz