Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 16.04.2024
Главная » Статьи » Эмоции

Эмоции и их природа возникновения
Эмоции и их природа возникновения

Человек реагирует на внешние раздражители, различает впечатление, если она предполагает возможность взаимодействия, требует этого взаимодействия. Факторы ситуации сами по себе не могут вызвать и направлять активность. Что же это за факторы? Ответ формулировалась по-разному, неоспоримым оставалась само наличие своеобразных внутренних сил организма и побуждают его к определенному действию. Силы эти называли инстинктами, мотивами или поездами.

3. Фрейд объяснял поведение с помощью теории "либидо" и метаморфоз, которым подвергаются эти поезда в жизни человека. В противовес Фрейду А. Адлер считал, что энергии поведении человеку оказывают социальные факторы, побуждающие проявления "стремление к власти". Уже из самого факта существования людей в социальной группе с момента их рождения возникают "социальные чувства", которые уравновешивают эгоистические "стремление к власти".

В современной психологии, инстинкты определяются термином "потребности". Когда мы говорим, что факторами, которые обусловливают поведение человека, являются раздражители (мы просыпаемся, когда включается свет, поворачиваем голову, когда слышим внезапный сильный звук или звук своего имени), сразу возникает вопрос: почему эти факторы заставляют нас действовать? По И. П. Павлову, причина заключается в существовании основных тенденций организма, возникающие под влиянием раздражения извне или под влиянием внутренних раздражителей и управляют жизнью человека и животного. Например, под влиянием голода активируется тенденция к поискам пищи, действие половых гормонов и т.д. Основные тенденции по поиску существа противоположного пола и т.д. Функции организма охватываются понятием потребности.

Потребность - это не мистическая "жизненная сила" и не субъективное ощущение желания чего-либо. Потребность связывается с характерной чертой живых существ - способностью поддерживать постоянство внутренней среды, несмотря на изменения, происходящие в окружающей среде (Клод Бернар). Для нормального функционирования организма необходимо внутреннее равновесие всех органов, их оптимальное гармоничное взаимодействие. Равновесие это часто нарушается. И чтобы удержать, сохранить равновесие внутренней среды, организм должен реагировать на раздражители, нарушающие равновесие. Такую способность удерживать равновесие со средой Павлов назвал "способностью к саморегуляции". Цель саморегуляцийной деятельности состоит именно в удовлетворении потребностей, то есть в поиске таких факторов, без которых индивид не может существовать. Потребности индивидов различны, зависят от структуры организма, от степени филогенетического и онтогенетического развития. Количество потребностей человека почти бесконечна. Каждый человек нуждается в тех условий, без которых она не может нормально функционировать как живое существо и реализовать свои потенции деятельности и развития.

Активация
Для "запуска" поведения человека нужны стимулы. Различению впечатлений непременно предшествуют определенные физиологические изменения. Ребенок вступает во взаимодействие при определенном уровне физиологических реакций. Существует мнение, что в основе поведения лежит континуум состояний "пробуждения" или степени активации. Под активацией понимается общее состояние психической мобилизации или готовности организма, усиления физиологических проявлений, это "энергетическая мобилизация". Телесные изменения, представляя собой единство физиологического и психического, имеют различную форму и разную степень выраженности этого единства. Основу разной "интенсивности" поведения образует определенный континуум активации. Но все попытки разместить на нем все множество состояний человека (как в поведенческом, так и во внутреннем психическом плане) обречены на провал. Активация при игре в теннис совсем не такая, что при подготовке, Например, к сложному экзамену. Хотя, бесспорно, состояния бодрствования и сна различаются уровнем активации. Континууме различных уровней активности - от глубокого сна и промежуточных стадий внимания к интенсивным двигательным реакциям - отвечают разные физиологические проявления.
Эмоция - это реакция, которая соответствует очень сильной активации. Согласно концепции активации Д. Линдслея, уровень активации поведения может постепенно увеличиваться от состояния сна к параксизмальних состояний, и эмоциональная реакция является лишь одним из крайних значений континуума.
Исследования психофизиологов показали, что в некоторые моменты у человека тонус активнее, чем в другие периоды. Этот факт подтверждается измерениями многих физиологических показателей. Электрическая активность кожи усиливается во время полета на самолете, ритм сердца учащается, когда мы сидим в кресле у зубного врача. Даже легкое пожимание рук вызывает расширение зрачков. Но понятием общей активации не объясняются все изменения физиологических реакций. Страх и ярость - это разные физиологические и психические состояния. Активность различных мышц лица неодинакова в разных эмоций. Внимание к внешним событиям связана с ослаблением деятельности сердечно-сосудистой системы, тогда как сосредоточенность на внутреннем, на решении в уме арифметических примеров ускоряет сердечно-сосудистые функции.
Изучая физиологические реакции организма (дыхание, частоту пульса, артериальное давление, биохимические и секреторные реакции), психологи убедились, что усиление этих физиологических проявлений происходит еще до того, как субъект испытывает эмоцию. В 1915 г. В. Кэннон, посчитав, что физиологические изменения являются подготовкой к выполнению действий, подчеркнул роль "энергетической мобилизации", которая достигает своего наивысшего степени в эмоции. Физиологические изменения различаются по интенсивности (от слабого активации до сильной). Разграничить континуум интенсивностей физиологических изменений почти невозможно.
Если рассматривать только физиологический аспект эмоций, то подход, согласно которому эмоция - это просто реакция, которая соответствует очень сильной активации, является вполне обоснованным. Физиологические эмоциональные реакции отличаются друг от друга не качественно, а лишь количественно. Качественного окраски эти реакции приобретают лишь в условиях целостного поведения в конкретных ситуациях. Еще В. Джемс подчеркивал, что эмоция, которая переживается, всегда является частью неотъемлемой от ее причины: воспринимаемой объектом, или же шире - ситуации в целом.
Разнообразные реакции организма на ситуацию - связываются с возникновением эмоций. Существует инстинктивная координация между актом восприятия и реакциями организма. Восприятие как активный процесс предполагает, что объект или ситуация не только распознаются, но и получают эмоциональную оценку: мы воспринимаем появление овчарки не только как собаки, но и как угрозу нашей безопасности. Любой акт составляет единство стимула и ответа. Появление стимула сопровождается активацией, его выбор обусловливается поездом, а форма ответа, способ поведения отражают координацию между стимулом и ответом. Эмоция возникает каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, когда действие не достигает цели.
Существует зависимость между степенью активации и качеством выполнения действия. Когда активация становится чрезмерной, эффективность деятельности ухудшается. Вместе с тем изучение континуума активации по физиологическим показателям дало основания утверждать, что с усилением мотивации, влечения качество выполнения действия повышается.
Существует оптимум мотивации, определяющий лучшее качество исполнения. Этот оптимум зависит от сложности задания. Такая зависимость известна под названием закон Йеркса-Додсона (1908). Согласно ему в случае сложной задачи оптимум Достигается при слабой мотивации, тогда как легкой задаче соответствует сильная мотивация. Очевидно, при выполнении легкой задачи чрезмерная мотивация не вызывает нарушений поведения, однако такие нарушения возможны при выполнении сложных задач. С усилением влечения как первичной мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела; если поезд слишком сильный, выполнение ухудшается. Свидетельство этому находим в повседневной жизни. Учащиеся теряются на экзамене, спортсмены показывают на соревнованиях хуже, чем на тренировках, в бою лишь треть солдат стреляют по команде. Ситуация дает субъекту информацию и через поезд определяет уровень активации.

Эмоция
Еще в XIX в. Дж. Дьюи отмечал, что психологически эмоция - это адаптация. Эмоция возникает тогда, когда выполнение инстинктивных действий, реализация привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствия. В сложной ситуации человек, пытаясь адаптироваться к ней, испытывает эмоцию. Итак, эмоция является реакцией организма на ситуацию.
"Психологические эмоция - это адаптация или напряжения привычек и идеала, а органические телесные изменения, строго говоря, является проявлением борьбы за адаптацию" (Дж. Дьюи Теория эмоций, 1895).
Физиологу И. П. Павлову принадлежит учение о динамический стереотип - постоянную систему реакций животных и человека, который соответствует определенной комбинации внешних сигналов. В случае нарушения стереотипа возникают признаки эмоций, и наоборот. Например, когда человек может убежать, она не испытывает эмоции страха. Если не нарушается динамический стереотип реакций (соответствие между определенным стимулом и определенным комплексом реакций), эмоций не возникает.
Эмоция - это реакция индивида на те ситуации, в которых индивид не может адаптироваться, и ее значение преимущественно функциональное.
Эмоция может вызвать нарушение памяти, навыков, замену сложных действий легче, проще. Эта дезорганизация обусловлено активной реакцией субъекта на изменение ситуации. Организующее и дезорганизующее значение эмоции не коррелирует с ее полезностью или бесполезности. Дезорганизация может быть полезна в определенной ситуации (заплакать, чтобы повлиять на другого человека, выявить агрессивность относительно трудностей).
Но вопрос об эмоциях - это не только вопрос о степени реакции, которая вызывает нарушение адаптивного поведения. Эмоция не определяется только силой, интенсивностью физиологических реакций. Поведение становится эмоциональной тогда, когда мотивация чрезвычайно усиливается. Мотивация и эмоция похожи, поскольку приводят в движение организм.
Итак, ответ на действие факторов ситуации возникает активность. Вызывают эту активность потребности (поезда, инстинкты). Сила активности зависит от уровня активации общего состояния психической готовности организма, интенсивности физиологических изменений, уровня "энергетической мобилизации". Направленность этой энергетической мобилизации, согласованность или несогласованность с потребностями, с возможностями человека связываются с возникновением эмоций, эмоциональных реакций.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Эмоции | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 775 | Теги: Д. Линдслея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz