Эмоции и их реакции - Эмоции - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Эмоции

Эмоции и их реакции
Эмоциональные реакции
Эмоции вызывают в организме многочисленные характерные реакции (сердцебиение, мышечное напряжение, сухость в горле, спазмы желудка, холодный пот, дрожь). Эти реакции группируют в три категории: вегетативные реакции; мышечные реакции; импрессивного и экспрессивные реакции (П. Фресс, 1975).

Вегетативные реакции
Эмоции характеризуются прежде нарушениями вегетативных функций. Последние являются, бесспорно, составной частью эмоций. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, сужение и расширение сосудов, изменение скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищеварительной системы , сокращение и расслабление сфинктеров, меняются электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны, основной обмен.
Благодаря достижениям физиологии и биохимии, что позволяет с большей легкостью и точностью фиксировать проявления вегетативных реакций, список вегетативных проявлений эмоций увеличивается. Однако нелишне подчеркнуть, что лишь некоторые изменения вегетативных функций могут рассматриваться как характерные проявления эмоций. Любая активация меняет сопротивление кожи, частоту сердечных сокращений, кровяное давление, частоту дыхания, характеристики ЭЭГ (электроэнцефалограммы) и т. п. Например, под влиянием страха или быстрой ходьбы ускоряется деятельность сердца, а при боязни или счете в уме нарушается нормальный ритм дыхания. Основываясь только на показателях активации невозможно вычленить собственно эмоцию, поскольку она определяется только отношением к ситуации (например, у студентов непосредственно перед экзаменом частота сердечных сокращений возрастает в среднем на 25 сокращений в минуту, а кровяное давление увеличивается на 15 мм ртутного столба) . По А. Кондаш, во время экзамена появляются признаки потери аппетита, веса, изменения частоты пульса, состава крови. Испарения влаги (потливость) повышается на 5%, потребление кислорода - на 6%, выделение тепла - на 0,5%. Вместе фиксируются частые исключения - достаточно низкие изменения физиологических показателей. Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что повышенная психическая деятельность в ситуации экзамена всегда приводит к повышению метаболических, обменных процессов.
Однако и сама по себе чрезмерная активация, нарушает гомеостатические регуляцию, способна вызывать расстройства некоторых функций. Крайними проявлениями такой активации является расслабление сфинктеров, потеря сознания, рвота. Однако есть нарушения, которые не могут быть объяснены простым активацией: сухость во рту, потные руки, покраснение или побледнение, не говоря уже о недоступных непосредственному наблюдению биохимические реакции.
Важную роль в этих вегетативных реакциях играют симпатическая и парасимпатическая системы. Обе эти системы осуществляют непосредственное регуляцию всех вегетативных функций.
Первая, обеспечивая энергетические потребности организма, выполняет главным активирующее или катаболическое функцию, а вторая (анаболическое) регулирует преимущественно образования резервов организма.
Эти системы часто оказывают противоположное воздействие. Возбуждение симпатической системы ускоряет деятельность сердца, вызывает расширение зрачков, сосудов кожи и сужения сосудов внутренних органов, секрецию потовых и надпочечников, торможение слюноотделения, оргазм и т. п. Нарушение парасимпатической системы замедляет деятельность сердца, вызывает сужение сосудов кожи и расширение сосудов внутренних органов , слюноотделение, секрецию инсулина, эрекцию половых органов и т. п.
Наша равновесие, "мудрость нашего тела", по выражению В. Кэннона, зависит от равновесия этих двух систем. Очевидно, при эмоциях это равновесие нарушается. Труды В. Кэннона начиная с 1911 г. определили дальнейшие исследования и дискуссии по этой проблеме. По его мнению, вегетативные нарушения при эмоциях вызываются нарушением симпатической системы, следствием которого является увеличение содержания адреналина в крови, что, в свою очередь, усиливает возбуждение симпатической системы. Действие симпатической системы еще более усиливается, если парасимпатическая система не тормозит секрецию адреналина.
Повышение содержания адреналина в крови оказывает возбуждающее влияние на ганглии симпатической системы, ускоряя деятельность сердца и выработки гликогена печенью. Необходимо, однако, подчеркнуть, что стимуляция адреналином симпатической системы является сравнительно медленной. Наличие адреналина в крови может быть установлена через 16 сек, а гипергликемия - только через 5 мин.

- Доказав экспериментальную роль адреналина в возникновении эмоций, Кэннон, однако, не считал адреналин необходимым условием эмоциональной реакции. Механизмы эмоциональных реакций до сих пор еще мало изучены. Так, отмечается, что эмоциональные реакции зачастую объясняются возбуждающей действием симпатической системы, хотя в некоторых случаях они вызываются также и тормозной действием парасимпатической системы, например, при сухости во рту.

Мышечные реакции
Исследования середины XX в. показали, что внешняя стимуляция (ощущение) трансформируется в тоническую, висцеральную и мышечную активность всего организма, представляющей аффективное жизни индивида. 'Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование не использованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия.
'Умеренная тоническая реакция ставит естественную и необходимую предпосылку любого действия, в этом случае тоническая реакция локализован. В эмоциях же, напротив, эта тоническая реакция диффузная, генерализованная и может лишь затруднить выполнение предполагаемого движения. Наконец она ведет к тремора и хаотических беспорядочных движений.

Регуляция тонуса является очень сложной. Поддержание тонуса зависит от автономной нервной системы; в частности, увеличение содержания адреналина в крови влияет на нарушение мышечных волокон, однако механизмы регуляции тонуса автономной системой еще мало изучены.
Общая регуляция эмоций осуществляется:
а) ретикулярной формацией и центрами, продолговатого мозга и таламуса, в которых сочетаются, в частности, проприоцептивные импульсы от головы и вестибулярного аппарата; щ центры оказывают преимущественно возбуждающее влияние,
б) экстрапирамидной системы, образованной базальными ганглиями, премоторных зоной лобных долей коры и сенсомоторного зонами теменной доле; эта система производит преимущественно тормозное влияние. На собственном опыте мы знаем, что головные боли связаны с негативными эмоциями.
В регуляции мышечного тонуса принимают участие все уровни нервной системы, однако особенно необходимо подчеркнуть значение обратной связи, так как частично связаны с мышечным тонусом проприоцептивные импульсы воздействуют, в свою очередь, на ретикулярную формацию. К сожалению, гораздо легче клинически определить наличие мышечного напряжения, чем измерить его. Это напряжение может быть локализованным или генерализованным (большую роль играет напряжение шейных мышц; расслаблению этих мышц изменяет эмоциональное состояние человека).
Тонус кисти руки измеряется по силе сжатия или нажима на инструмент. Тонус группы мышц плеча или предплечья можно приблизительно определить по объему мышц. Теперь зачастую используется метод регистрации электрических потенциалов мышц (электромиография, или ЭМГ). Косвенным показателем состояния напряжения может служить интенсивность рефлекторного ответа. Этот метод очень часто используется в медицинской практике. Опыты Р. Якобсона (1927) показали, что когда испытуемых просили вызвать состояние произвольного напряжения, то содрогание вследствие действия внезапного раздражителя было тем сильнее, чем больше было напряжение испытуемого. Необычайная сила реакций в состоянии гнева имеет такую же природу. Мышечный тонус зависит от уровня активации, он минимален во время сна и увеличивается при пробуждении и переходе к активности.

Зафиксировано увеличение мышечного тонуса (электроды устанавливались во главе) при прослушивании детективной рассказы течение 10 мин. Одно только представление о движении вызывает увеличение электрической активности соответствующих групп мышц. За чрезмерной активации наблюдается тем более мышечное напряжение, чем сильнее стремление субъекта подавить вызванные стимуляцией движения; это напряжение еще больше усиливается под влиянием социальных и моральных запретов (напряжение юноши, не решается обнять девушку которая нравится ему; напряжение ребенка, не желает подчиниться определенной требованию). Замечено, что люди, болеют на психические отклонения, характеризуются, как правило, большим напряжением мышц, скованностью движений, чем другие. Элементы снятия мышечного напряжения введено в психотерапевтическую практику (постепенная релаксация Якобсона, аутогенная тренировка Шульца т.п.). Заслуживает внимания и методика отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия, которая позволяет выявить неуверенность движений в конфликтных ситуациях

Можно заметить, что у испытуемых Б и В наблюдаются не только нарушение соответствующих двигательных реакций, но и признаки тремора и двигательного возбуждения в период между стимулами. Еще убедительнее являются представленные на рис. 8 двигательные эффекты последействия, возникающие при прочтении в списке слов-раздражителей слова, что касается аффективной ситуации.
Эмоциональный шок вызывает реакции как автономной системы, так и гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, однако скорость возникновения этих реакций неодинакова. Считается, что вегетативные условные реакции возникают гораздо быстрее и являются более устойчивыми, чем адаптированные двигательные условные реакции. Так, ускорение сердечного ритма в случае воздействия вредного раздражителя наблюдается гораздо раньше, чем условная реакция избегания. Впрочем, переход реакций с одной системы в другую является обычным. Замечено, что при щекотание маленького ребенка увеличение напряжения перерастает в спазмы, выражается в смехе, который переходит в плач. В одной и той же ситуации меньшей интенсивности раздражителя соответствует смех, а большей - страх или слезы. Например, комический эпизод фильма у маленьких детей вызывает реакции страха, тревоги, в то время как старшие дети весело смеются.
Возможность такого замещения реакций свидетельствует о наличии определенного равновесия между вегетативно-мышечными реакциями. По гнева, подавляется, висцеральные реакции значительно сильнее, чем за аффективного взрыва; реакция убегания уменьшает вегетативные проявления страха. Доказано также, что любая деятельность, какой бы она была сложной, уменьшает нейровегетативные напряжения. Например, потливость ладоней уменьшается с началом выполнения работы по сравнению с ее ожиданиям.

Импрессивного и экспрессивные реакции
Через проявления каких-то нарушений, изменения в организме (напряжение мышц, дрожь, ощущение холода или жара и т.п.) эмоция осознается самим субъектом. По внешними проявлениями этих изменений другие люди судят об эмоциях, которые переживаются человеком. Это прежде всего ее импрессивного и экспрессивные реакции: мимика, жесты, поза. Любое проявление эмоции соответствует какой аффективной реакции, и адаптивные реакции нелегко отличить от проявлений каких-либо нарушений. Существует бесконечное количество переходов между улыбкой и смехом, между печалью и болью.

Периферические изменения, охватывающие весь организм при эмоциях, распространяются и наружу. Захватывая систему мышц лица и всего тела, они оказываются в выразительных движениях - В мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выпадающие движения всего тела) и в голосовых реакциях (интонации и тембре голоса). Эмоциональные переживания выражаются не только в сильных движениях, но и в микродвижениях (тремор, реакции зрачков) - Леонардо да Винчи считал, что определенная мимика присуща это, лишь переживанию горя или радости, но и различным оттенкам этих переживаний: брови и губы по-разному изменяются по разным причинам плачу.
Отчетливо переживания оказываются в глазах (существует 85 определенных оттенков - живые, нежные, холодные и др.) и голосе (в случае печали он глухой, страха - покорный). "Говори, чтобы я мог тебя видеть", - изрекал Сократ.

В повседневной жизни мы постоянно ориентируемся на внешние выразительные движения, чтобы определиться с эмоциональным состоянием, настроениями тех, кто нас окружает. Какое соотношение существует между эмоцией и выразительными движениями? Вундт рассматривал выразительные движения как физический коррелят эмоций. Это соответствует теории психофизического параллелизма. Выразительные движения сопровождают переживания, реальная связь у них существует только с внутренними органическими процессами. Движения выражают физиологическую реакцию, которая сопровождает замкнутый мир внутренних переживаний.

Ч. Дарвин и И. М. Сеченов на основе наблюдений и теоретических обобщений доказали, что черты лица, и особенно мимика и другие выразительные движения, отражающие состояние нервной системы и зависят от эмоций. Дарвин подошел к объяснению выразительных движений с биологической точки зрения: выразительные движения являются рудиментами ранее целесообразных действий. Поскольку действие - это не только внешнее выражение поведения, как считали бихевиористы, а в ней воплощается внутреннее содержание личности, раскрывая отношения к окружающему миру, постольку выразительные движения не сопровождают эмоции, а выступают внешней формой их существования.
Объяснение выразительных движений можно дать на основе психофизической единства, а не параллелизма. Выразительные движения - это составная эмоционального факта, его компонент, неизбежно продолжение самых эмоций.

Что влияет на импрессивные и экспрессивные реакции? Существует точка зрения, что выражение наших эмоций зависит от строения мышц лица и особенностей их иннервации, а именно от лицевого нерва и двух его разветвлений: височной-лицевой и шейно-лицевой. Возбуждением этого нерва определяется множественность выражений человеческого лица, которое состоит из большого количества мышц, сокращаются уже при минимальных энергетических затрат. Некоторые уточняет, что возбуждение может проявляться лишь в тех группах мышц, сокращение которых скоординированное.
Как известно из исследований психологов и физиологов, эмоциональные проявления состоят из спонтанных реакций и произвольных мимических реакций, которые образуют своеобразную язык эмоций.

Регуляция мимических реакций является двойной, поскольку лицевой нерв получает импульсы двумя путями:
а) непосредственно от коры, это сознательная регуляция мимических реакций;
б) через таламус и базальные ядра, которые представляют собой центры спонтанных эмоциональных реакций.

В основе выразительных движений лежит спонтанная реакция, которая изменяется под воздействием произвольных мимических реакций, которым присвоен в результате социального опыта.

Влияние общественного опыта происходит по двум направлениям:
1. Общество одобряет выражение одних эмоций и не одобряет выражение других (вспомним правила поведения на свадьбе и на похоронах. Социальное влияние тем сильнее, чем более социализированы эмоции. Страдания в трауре более социализированы, чем гнев, а гнев - больше, чем страх.
2. Общество создает язык мимики и жестов, обогащает спонтанные выразительные движения. Способы выражения эмоций могут различаться даже в семьях, а не только у разных народов.

Основные схемы проявления эмоциональных реакций преимущественно врожденные, но все же они испытывают определенную эволюцию в процессе развития самого организма под влиянием культурной ситуации. Культурная среда, в которой растет человек, может определять характерные для него формы мимической и пантомимически реакций. Общепринятые формы экспрессии эмоций имеют вполне конкретный смысл, хорошо понятный людям, которые воспитаны в подобном культурной среде или хорошо знакомы между собой. Однако для людей, выросших в отличных культурных обстоятельствах, порой бывает очень сложно понять значение выражения лица или некоторые особенности поведения человека из чужого культурного окружения. Впрочем, человек может научиться правильно интерпретировать содержание внешних проявлений чувств и эмоций.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Эмоции | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 1065 | Теги: Вегетативные реакции, Мышечные реакции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz