Эмоциогенные ситуации - Эмоции - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Эмоции

Эмоциогенные ситуации
Эмоциогенные ситуации
Возникновения эмоциональных реакций связывается с определенными ситуациями, хотя психологи интересовались более эмоциональными реакциями, чем эмоциогенным ситуациями. П. Фресс выделил типы ситуаций, которые зачастую вызывают эмоции, заметив, что нет эмоциогенной ситуации как таковой. Она зависит от отношения между мотивацией и возможностями субъекта.
Конечно, существует общий эффект ситуаций, однако каждый реагирует в зависимости от своих потребностей, своего опыта, своей эмоциональности. Поэтому представленная ниже характеристика наиболее типичных и общих ситуаций не может быть исчерпывающей.

Категории эмоциогенных ситуаций
Самые распространенные типы эмоциогенных ситуаций группируют в две большие категории в зависимости от того, в каком из двух факторов в балансе мотивации и возможностей субъекта быстрее возникает несоответствие.

Недостаточность приспособительных возможностей
Эмоция часто возникает потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Нерешительность человека, захваченного неожиданно превращается в эмоциональные реакции под прямым влиянием побуждения к действию, не находит выхода в реальной ситуации. Эмоции возникают в ответ на действие трех факторов: новизна, необычность, внезапность. их деление условно, поскольку многие ситуации имеют несколько из этих признаков.

Новизна. Ситуации являются новыми, когда мы совсем не подготовлены к встрече с ними. Возникает возбуждение, которое может разрядиться только в виде эмоциональных реакций. Хороший пловец, услышав зовет на помощь, не чувствует или почти не испытывает эмоций, он плывет, но зритель, не умеющий плавать и остается пассивным на берегу, волнуется.
Именно новизной ситуаций объясняется то, что чем младше ребенок, тем больше эмоций испытывает. С самого рождения и до юношеского возраста она непрестанно сталкивается с ситуациями, на которые у нее еще нет сложившейся системы ответов. Ребенок, погруженная в слишком горячую ванну, кричит, в то время как взрослый просто делает воду более прохладной. Известно, что повторение новой ситуации приводит к ослаблению эмоций и даже к их исчезновению, поскольку индивид может постепенно вырабатывать адекватные схемы реакций.
Действие рассматриваемого фактора объясняет также, почему животные менее эмоциональны, чем люди. Действительно, животные имеют схемы инстинктивных реакций почти на все раздражители, к которым они чувствительны. Чем больше роль обучения в выработке адекватных ответов, тем вероятнее возникновение эмоциональных реакций в новых ситуациях. По мере выработки адекватной реакции эмоциональные реакции ослабляются.

Необычность. Есть ситуации, которые даже при повторении будут всегда новыми, потому что на них нет "хороших ответов". Так, сильный шум в любом возрасте вызывает эмоциональную реакцию. Последнее, пожалуй, сильнее в очень маленького ребенка прежде всего потому, что эмоции интенсивные тогда, когда еще не развиты тормозные силы, созданные воспитанием.
Например, реакция на потерю опоры, которая принадлежит к первичным эмоций и даже рефлексов, с возрастом изменяется во всех своих модальностях, однако ее эмоциональный характер не исчезает. Любая "неустойчивость позы" вызывает реакцию страха.
Необычными являются также те ситуации, которые, несмотря на приобретенный опыт, остаются потенциально неопределенными: темнота, в меньшей степени одиночество (ее также боятся шимпанзе), образы воображения.
Очевидно, что с возрастом ребенок реже сталкивается с новыми и необычными ситуациями. Развитие ведет к уменьшению причин, скажем, страха, однако он может и создавать их, особенно потому, что у ребенка появляются новые возможности предусмотреть опасность, но еще не произведено достаточно средств - для подавления страха перед воображаемой неопределенностью.

Внезапность. То, что удивление является важной причиной эмоций, ученые заметили давно (Декарт, Джемс). Эмоция, вызванная удивлением, - одна из самых известных и изученных в лабораторных условиях. Чтобы понять ее специфику, следует отличать ее от новых и необычных стимуляций, внезапность которых часто усиливает их эмоциогенность. Внезапность стимуляции мешает реализоваться возможностям адаптации. Известно, что желательно готовить человека к плохим новостям, а иногда и к чрезвычайной радости, если мы хотим защитить ее от сильных эмоциональных переживаний.

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Эмоции | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz