Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Эмоции

Эмоциональная сфера психики: понятие и сущность
Эмоциональная сфера психики: понятие и сущность.
• Основные аспекты и проблемы изучения эмоциональной сферы
• Определение и специфика эмоций
• Связь эмоциональной и когнитивной сфер
Основные аспекты и проблемы изучения эмоциональной сферы.
Как известно, психология - наука о том, как человек ориентируется в окружающем мире. Живя в этом мире, человек определенным образом относится к тому, что в нем происходит. Она пытается познать его, и не только его, но еще и свой внутренний психический мир. Путешествие в свой внутренний мир связано с эмоциями и чувствами человека.
Когда человек умеет разбираться в своем психическом мире, ей гораздо легче решать сложные жизненные проблемы, вступать в общение с другими людьми, получать от них помощь и внимание. Разобраться в себе - это прежде разобраться в собственных переживаниях.
Каждый человек имеет круг своих предпочтений, симпатий и антипатий: кто-то очень эмоционально чувствительный, умеет сопереживать, второй не обращает внимания на чувства и эмоциональное состояние другого человека, не считает это необходимым; кто умеет контролировать интенсивность проявлений своих эмоций и чувств, другой же в этом бессилен; некоторые могут испытывать огромную гамму переживаний, другому это недоступно.
Что же такое эмоциональная сфера психики? Традиционно рассматривают две сферы психики - когнитивную и эмоциональную и две главные функции - познавательную и регулятивную.
Познавая с помощью психических процессов свой мир, мир других, окружающий мир, человек реализует свое право на избирательность познания, его страстность. По словам С. Л. Рубинштейна, психические процессы в своей целостности - не только познавательные, но и "аффективные", эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и соответствующее отношение. Таким образом, эмоциональная сфера может рассматриваться как составная аффективной сферы.
В языке всех народов мира различаются ум, сердце и во-ля. Первый дает человеку жизнь ума, второе - жизнь чувств, третья - жизнь действия, или фактическое жизни (И. М. Сеченов).
Значение эмоциональной сферы человеческой жизни отчетливо раскрыто М. Ланге:
"Порывы души есть не только важнейшими деятелями жизни каждого человека, а вообще выступают мощными силами природы среди тех, что мы знаем. Каждая страница в истории народов, равно как и в истории отдельного человека, свидетельствует о непреодолимой их силе, буря страстей стоила большего количества человеческих жертв и уничтожила больше стран, чем ураган, и потоки страстей смели больше городов, чем потоки воды " М. Ланге. психологические опыты, 1890).
В чем же заключается суть жизни чувств или жизнь сердца? Жизнь чувственной, страстной сферы каждой психики, жизнь эмоций, чувств? Какие проблемы здесь стоят?
Ставший традиционным тезис о нерозробленности психологии эмоций сравнению с интеллектуальными процессами и волей. Причина этого заключается главным образом в том, что эмоции - это специфическая характеристика психического, интимная его характеристика.
На сегодня психология эмоций остается отраслью психологии с неустоявшейся терминологией.
Дискуссионным является вопрос, какие признаки, характерные именно для эмоций, можно считать определяющими в наших знаниях об эмоциях. Согласно классическому подходу, категория эмоций должна иметь набор четких признаков, причем необходимых и достаточных. Речь идет о наборе органических или поведенческих реакций. Однако установить четкие границы этих признаков чрезвычайно трудно.
Прототипичный подход подчеркивает определение прототипа эмоции как категории, т.е. на определении типичной ее представителя, который имеет достаточное количество признаков, характерных для категории эмоций. Возьмем, например, как прототип радость. Другие виды эмоций различаются по степени типичности, в зависимости от того, сколько они имеют общих с прототипом признаков. Например, гордость имеет подобные радости органические и поведенческие изменения. Часто говорят: "глаза светятся радостью, гордостью "Однако где проходит грань между общими и индивидуальными признаками и какие признаки более, а какие менее типичны? Ответ на сегодня дать сложно.
Данный подход подчеркивает градуированную внутреннюю структуру категории эмоций с размытыми границами. Так, называя эмоцию, мы прежде всего ориентируемся на высоко-типичные примеры, которые, однако, не ограничивают поле этой категории. Количество признаков, их нюансов изменяется в онтогенезе (чем старше становится человек, тем больше этих признаков), а также в зависимости от специфики культуры в плане универсальности эмоций. Общие проблемы психологии эмоций имеют два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект касается вопроса о месте эмоций в структуре психического. Можно ли рассматривать эмоции, сводя их к явлениям низшего порядка, например, относительно мышления? Пожалуй, нет. Нельзя признать превосходство процессов интеллектуальных относительно процессов эмоциональных. Актуальны и сегодня слова Л. С Выготского относительно того, что отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной, волевой стороны представляет собой одну из коренных пороков всей традиционной психологии. Другая недостаток - это редукционизм, сведение эмоций к физиологическим процессам.
Различные психологические направления своеобразно подходят к проблеме эмоций, их места в структуре психического. Классический бихевиоризм считает, что можно вообще обойтись без понятия "эмоция", предпочитая понятию "активация" (возбуждение). По мнению бихевиористов, это понятие имеет большую объяснительную силу и дает возможность упорядочить терминологию, описывающую эмоциональную сферу.
Приведем некоторые другие точки зрения. Так, в русле изъятие эмоциональных явлений с психологической теории и экспериментальных исследований показателен подход к эмоциям как к организмического возбуждения. 3. Фрейд, основатель психоанализа, считал эмоции, или аффект единственной побудительной силой психической жизни на основе инстинктивных ощущений. Однако последователи Фрейда начали рассматривать аффект как интрапсихический фактор, пробуждает фантазии или желание индивида. Осознание человеком себя как личности, которая живет и активно взаимодействует с окружающим миром, предполагает желание, эмоции. Важность роли эмоций в поведении человека отмечал и известный зарубежный специалист по психологии обучения О. Мауэр:
"... Эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, что мы называем обучением ". Эмоции человека чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вообще не заслуживают противопоставление" ума "(Зак . Изард, 2000).
И в зарубежной, и в отечественной психологии распространился подход, согласно которому эмоции создают первичную мотивационную систему человека. И вообще - именно с эмоции начинается поведение. Эмоции запускают познавательные процессы и управляют ими.
Теоретически не решенным остается вопрос о постоянстве присутствия эмоций в структуре психического. Или это эпизодический феномен, который не всегда имеется в психике, или эмоция всегда присутствует, всегда ощущается человеком, без нее нет действий и поступков?
Неоднозначным является и понимание того, в какой плоскости психического - сознательной или подсознательной - формируются эмоции. Классический психоанализ выводит их из бессознательного, нередко подчеркивая необходимость их контроля, подавления, поскольку они связаны с разрядкой сексуальной энергии.
Гуманистическая психология концентрирует внимание на естественной взаимодействия эмоций с другими подсистемами личности, свободном раскрытии переживаний, эмоционального потенциала личности. Представители данного направления ищут ответы на вопросы: Какова роль личности в создании эмоциональных переживаний? Есть ли эмоции простой реакцией на раздражители внешнего мира? Как актуальные эмоции связаны с эмоциональными чертами личности? Как связаны эмоции и волевая активность? Какое место эмоций в построении структуры личности?
Здесь мы выходим на серьезную проблему - связь эмоций с волевыми процессами, личностью в целом. Большинство теорий эмоций и теорий личности не связаны друг с другом. Авторы теорий личности могут даже не вспоминать о проблеме эмоций. Авторы теорий эмоций могут не соотносить свои концепции с данными теорий личности, теряя необходимую информацию о влиянии эмоций на поведение личности: ее деградацию или личностный рост. Если рассмотреть эмоцию как психическое явление, которое всегда существует в трех ипостасях - процесс, состояние, свойство, то каждый из подходов характеризуется более пристальным вниманием к какой из ипостасей Теоретические аспекты эмоциональной сферы тесно связаны с практическими. Речь идет, прежде всего, о роли психологии эмоций в воспитании личности и личностном росте. Проблемы развития интеллектуальных чувств удивления, любопытства, еще древние философы считали пусковыми для человеческого познания, очень важны в построении учебного процесса. Формирование же эстетических чувств дает человеку возможность найти красоту в мире, красоту в себе, без чего невозможна гармония в жизни человека, в семье, в обществе. Достаточно весом значение эмоциональных явлений в этиологии и синдромах различных психических заболеваний (психозов, неврозов). Целый ряд психосоматических расстройств связано с непониманием эмоциональных переживаний, природы и механизмов их возникновения. И психиатры часто должны решать вопрос: эмоции являются причиной психопатологии, нарушение мышления, установок вызывает изменение эмоций?
Еще один практический аспект психологии эмоций - влияние эмоций на деятельность. Какую роль выполняют эмоции в организации или дезорганизации эмоциональной поведения? Всегда негативные эмоции дезорганизуют деятельность, а положительные ее организуют? Эмпирические исследования свидетельствуют о высоком уровне самоорганизации при отрицательных эмоциях.
Чрезвычайно важной является проблема влияния эмоций на деятельность в экстремальных ситуациях. Какие механизмы - условно-рефлекторные или безусловно-рефлекторные - определяют эмоциональные переживания? Какова вероятность коррекции, регуляции этих переживаний?
По степени изученности эмоции, чувства занимают далеко не первые места среди других психологических понятий. Это связано со сложностью их анализа как чрезвычайно интимных образований. Развитие современной психологии, появление и укоренение гуманистического направления, онтологически ориентированных подходов, разработка основ духовной психологии позволяют все глубже постигать субъективные измерения эмоций и чувств человека, его эмоциональных свойств и состояний.
Основные понятия, которыми описываются эмоциональные явления: эмоциогенные ситуации, эмоциональные реакции, актуальные эмоции, устойчивые эмоции, переживания, эмоциональность. Эмоциогенных ситуации - это такие, которые могут вызвать у субъекта те или иные эмоциональные переживания, причем эмоциогенность ситуации определяется мерой значимости раздражителя, который вызывает определенную эмоцию. Эмоциональные реакции связаны с эмоциогенностью ситуации. Чем выше эмоциогенность ситуации, тем более похожи эмоциональные реакции (изменения в вегетативных системах, поведении, экспрессии) разных людей.

Актуальные эмоции (ситуативные) воплощают активно-избирательное отношение субъекта к отраженного, т.е. актуальную эмоциональную реакцию в определенных ситуациях. Устойчивые эмоции представляют устойчивую склонность к переживанию эмоций определенной модальности, то есть эмоциональность. Актуальная эмоция реализуется в актуальных эмоциональных переживаниях и состояниях, которые осознаются как изменения в самом субъекте. Эмоциональность как проявление устойчивых переживаний является исходным уровнем реагирования на эмоциогенную ситуацию; это устойчивая характеристика личности, индивидуальная свойство.

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Эмоции | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 1476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz