Методологические аспекты клинической психологии - Клиническая психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Клиническая психология

Методологические аспекты клинической психологии
Предмет, задачи, методологические аспекты клинической психологии и ее место в практической деятельности врача
Понятие об общей и специальной психологии
Прогресс медицины, сопровождающийся появлением сложных эффективных методов исследования и терапии, имеет и теневую сторону. Все отчетливее проявляется тенденция к узкой специализации врачей, все внимание которых приковано к результатам технически сложных инструментальных методов диагностики и лечения, а особенности функционирования целостного организма, своеобразие личности больного, его психическое состояние и влияние их на характер и динамику заболевания учитываются недостаточно. Для преодоления этого негативного явления будущему врачу необходимо овладеть основами психологических знаний, изучить психологию больного, приобрести навыки психотерапевтического воздействия на него.
Несмотря на то, что содержание, объем и место клинической психологии в медицине служат предметом дискуссии как среди психологов, так и среди врачей, неоспоримым является положение, что клиническая (медицинская) психология самым тесным образом связана со всеми клиническими дисциплинами и знание ее основ должно быть одной из важнейших составляющих в профессиональной подготовке врача.
Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и проявлений психики.

Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) делится на общую и специальную, или прикладную. К последней относятся: социальная психология, предметом изучения которой являются как отдельная личность, так и группы людей, межличностные отношения, групповые и общественные феномены; педагогическая психология, занимающаяся проблемами воспитания, обучения, и др.

Клиническая (медицинская) психология также является разделом специальной психологии. Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э.Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезней. Предметом клинической (медицинской) психологии, по определению Н.Д.Лакосиной и Г.К.Ушакова, служат многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимоотношений врач - медработник - пациент.

Термины «клиническая» (от греч. Mine - больничная койка, постель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию. Многие специалисты предпочитают понятие «клиническая психология», так как оно подчеркивает значение психологических факторов в клинике различных заболеваний и обеспечении помощи больному. Авторы данного учебника также предпочитают использовать термин «клиническая психология».
Клиническая психология, не подменяя собой психиатрию, тем не менее тесно связана с ней, прежде всего с такими разделами, как пограничные психические расстройства и общая психопатология. При этом, несмотря на обширную зону общих интересов и взаимосвязь клинической психологии и психиатрии, у каждой дисциплины имеются свои задачи, методы исследования, в какой-то мере — свои понятия и терминология.
Без знания и использования основ клинической психологии, раскрывающей психологические особенности и возможные изменения психики людей, включенных в лечебно-диагностический процесс (пациентов и медицинских работников), невозможен подлинно врачебный уровень оказания медицинской помощи, даже при совершенном владении навыками и капитальном усвоении теоретических основ избранной медицинской специальности.

Место клинической психологии среди других дисциплин
Клиническая психология имеет свой предмет исследования и является до известной степени самостоятельным разделом как психологических, так и медицинских знаний. Она тесно связана с целями и задачами практической медицины. Без такой связи она не только беспомощна, но и неприемлема. Содержание клинической психологии становится действенным лишь при условии ее взаимодействия со всеми отраслями медицинских знаний вообще и с каждым конкретным разделом медицины в частности. Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины, а также смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.
В свою очередь, каждый частный раздел медицинской практики, лишенный присущих ему медико-психологических аспектов, остается в рамках лишь медицинского практицизма, что исключает целостное восприятие больного, понимание его индивидуальных личностных проблем, связанных с заболеванием, и неблагоприятно отражается на лечебно-диагностическом процессе. Владение основами клинической психологии — одно из обязательных условий обследования и лечения больного на врачебном, а не фельдшерском уровне.
Наряду с этим, клиническая психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами - общей психологией, социологией, этикой и др. Будущий врач-клиницист должен быть знаком с основными психологическими категориями и понятиями, знать и уметь распознавать проявления всех сторон психической сферы человека в границах индивидуально-психологической нормы. Для этого ему необходимо иметь представления о наиболее часто встречающихся и доступных методах психологической диагностики.
Однако реагирование больного на свою болезнь далеко не всегда ограничивается нормальными психическими проявлениями во всех их вариациях. Часто реакции носят психопатологический характер. Поскольку вопросы психопатологии изучаются в курсе психиатрии, нет необходимости подробно излагать основные симптомы и синдромы психических расстройств в рамках клинической психологии. Вместе с тем целесообразно выделить психические нарушения, наиболее часто встречающиеся при соматических заболеваниях, и определить влияние психических факторов на возникновение и динамику указанных заболеваний.
Немаловажное значение имеет медицинская психология и в сохранении и укреплении психофизического здоровья человека, а следовательно, она тесно переплетается с практикой психогигиены и психопрофилактики. Если некоторые психиатры (Л.Л.Рохлин, Н.В.Иванов) считают психогигиену частью психиатрии, то клинические (медицинские) психологи и психотерапевты (Б.Д.Карвасарский, К.К.Платонов, И.З.Вельвовский), а также гигиенисты (И.И.Беляев) склонны рассматривать ее как отдельную отрасль медико-психологических знаний, вычлененную из общей гигиены, занимающейся общими проблемами оздоровления человека. Поэтому руководство по клинической психологии для студентов должно содержать основные постулаты психогигиенических и психопрофилактических знаний применительно к клинической медицине.
Наконец, клиническая психология должна включать основы психотерапии, необходимой в работе каждого врача-клинициста.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Клиническая психология | Добавил: manzark (23.06.2012)
Просмотров: 374 | Теги: Н.Д.Лакосиной и Г.К.Ушакова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz