Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Общая психология

Возникновение и становление психики в процессе биологической эволюции и исторического развития человечества

Возникновение и становление психики в процессе биологической эволюции и исторического развития человечества.
Для объяснения природы психики важно опираться на научные данные о закономерностях ее возникновения и становления в условиях эволюции в течении многих миллионов лет и исторического развития человечества. Эти данные получены археологами, биологами, антропологами, физиологами и обобщены психологами.
Взгляды известного французского философа и палеонтолога Льера Тейяр де Шар-дена (1881-1955) на эволюцию материи и психики были поддержаны и развиты выдающимся ученым, первым президентом Украинской академии наук В.И. Вернадским (1863-1945). Созвучные взгляды отражены в работах Б. Г. Ананьева.
П. Тейяр де Шарден выделяет в процессе эволюции универсума четыре стадии - Преджизнь, Жизнь, Мысль и Наджизнь. Каждой из них присущи соответствующие стадии психогенеза.
На Преджизненой или дожизненная стадия субъективная, психическое воплощенное в материю в виде потенции. Планета Земля имеет врожденный потенциал преджизни и соответствующую ему массу элементарной психической, духовной энергии - Предсознания.
На стадии Жизнь формируется биосфера, которая распространяется на оболочке планеты в виде живой массы организованной материи - микроорганизмов и мегамолекул; последние разветвляется в виде дерева жизни.
Для стадии Мнения характерно интенсивный рост сознания. Благодаря способности человека к рефлексии универсум сосредоточивается на себе, овладевает собой.
Психогенез переходит в более высокую стадию - ноогенез, на которой зарождается и развивается единый дух цивилизации. Наряду с биосферой постепенно создается новый «мыслящий пласт», разворачивающейся над миром растений и животных, - ноосфера.
Для стадии Наджизнь характерно объединение народов, духовное обновление Земли, формирование Надчеловечество. Ноогенез приводит к очеловечивания времени и пространства, к возникновению Надличности.
Философская концепция П. Тейяр де Шардена является одной из гипотез об эволюционном и историческое развитие психики. В формирование научной картины филогенеза психики значительный вклад внесли и другие исследователи, такие, как Б. Г. Ананьев, Е. Г. Вацуро, Н. Ю. Войтонис, Я. Дембовский, В. Келер, Н. Н. Ладыгина-Котс, А. Н. Леонтьев, М. Ф. Нестурх, Н. А. Тех и многие другие.
Развитие психических механизмов регуляции поведения живых существ проходил ряд этапов: чувствительность относительно отдельных свойств объектов в простейших организмах - восприятие целостных предметов в более сложных живых существ - практический интеллект высших животных - практичный и абстрактный интеллект как основа первоначальной сознательной психики у древнейшего человека - сознание и самосознание древнего человека - личность человека до нашей и нашей эры.
Возникновение первобытной психики связано с переходом от допсихичних форм регуляции поведения - так называемых тропизмов, или таксис, простейших растительных и животных организмов - к собственно психических, сигнальных форм регуляции животных. Благодаря тропизмом организм реагирует в зависимости от контакта со средой.

Так, если организм попадает в среду с неблагоприятными физическими параметрами, например, очень высокой или низкой температурой, то он, перегреваясь или переохлаждаясь, пытается отойти в безопасное место. Наоборот, попадая в среду с оптимальным температурным режимом, он остается там и ищет такое место, которое бы способствовало лучшему течению обменных процессов. В приведенных примерах регуляция поведения осуществляется посредством термотропизму.
В процессе эволюции возникает другая форма отображения, которая предоставляет организмам значительных преимуществ в выживании и развитии. Она связана с переходом от реакции на непосредственное влияние биотических раздражителей, к влиянию с помощью сигналов. Появляется чувствительность - способность реагировать на биотические значимые объекты не в процессе непосредственного контакта с ними, а на расстоянии - с помощью сигналов о них, благодаря чему организмы могут избежать угрозы для своего существования или воспользоваться благоприятными условиями.
Чувствительность присуща как одноклеточным организмам, например инфузориям, так и многоклеточным, например, гидроидных полипов, медузам. Формируется нервная сеть как объединение чувствительных к сигнальных раздражителей клеток. Зарождается нервная система. В ней дифференцируются анализаторы, то есть органы чувств, а среди них - рецепторы - центральные нервные механизмы переработки информации и эффекторные механизмы действия, служит основой сенсорной психики, способной к отображению отдельных качеств.
Способность к восприятию различных предметов объективной действительности стимулировала формирование еще более сложных цепей инстинктивного поведения животных как врожденных, безусловно-рефлекторных, актов. На базе инстинктов возникают новые формы поведения, которые значительно усиливают возможности адаптации животных к среде в течение жизни одного поколения. Одним из видов приобретенной отдельной особью популяции формы поведения является навык, который формируется на основе условного рефлекса.
Вершиной психического развития животных есть практический интеллект, позволяющий отображать не только отдельные качества объектов, цельные предметы и предметные ситуации, но и динамические межпредметные отношения, которые выступают, преимущественно, в виде наглядных образов. Интеллектуальная психика присуща так называемым высшим животным, например, волк, лисица, медведям, дельфинам, собакам и особенно обезьянам.
Большое значение приобретает у высших животных, особенно у обезьян, не только использование предметов, например, ветвей, костей, камни, но и манипулирования ими, что предшествует к их употреблению как орудий труда. У обезьян наблюдаются сложные виды поведения, например, ежедневное создание места для ночевки. Этому способствует постепенное высвобождение передних конечностей, благодаря чему манипуляции обезьян превосходят по своим возможностям подобные акты в других высших животных.
Принципиально новый этап в развитии психики в филогенезе связано с изменениями в поведении человекообразных обезьян и древних людей, произошедших несколько миллионов лет назад. Они проявлялись прежде всего в изготовлении материальных орудий воздействия на Объекты среды. Это приводило к накоплению знаний о свойствах объектов, умений применять знания и орудия в различных ситуациях, к значительному расширению фонда навыков.
По данным известного немецкого психолога 0. Кликса, развитие человеческого интеллекта проходит три фазы. Первая фаза эволюционного развития высших животных - обучение и навыки. Обучение опирается на индивидуальную память, благодаря которой фиксируются, апробированные эффективные средства поведения. Обучение формирует индивидуальную память, становится двигателем ее интенсивного развития.
Информационное и операционное содержание памяти, которая накапливается в процессе обучения, становится основой для развития мыслительных процессов. Начинается вторая фаза развития интеллекта - период перехода от животного к человеку.
Отрыв процессов мышления от реальности, появление чисто человеческого абстрактного интеллекта составляет содержание третьей фазы.
Решающее значение в развитии психических свойств человека приобретает слово как средство организации общественной деятельности, фиксации и передачи опыта, как внутреннее орудие организации и развития собственного поведения и психики. Слово выполняет функции сигнала второго порядка, или сигнала сигналов, образуя, по определению И. П. Павлова, вторую сигнальную систему.
Как считают антропологи, в начале исторического периода развития психики в древнейшего человека в целом состоит чисто человеческий организм со способностью к прямохождению с развитыми руками и другими органами, а главное - человеческий мозг с его сложной структурой и функциями, в целом - человеческий индивид.
В древнейшего человека возникают и формируются начала сознательной психики с присущими ей признаками - первоначальными формами:
а) чисто человеческих познавательные, интеллектуальные процессы (внимания, памяти, мышления, воображения);
б) мотивационные и образующие сферы деятельности и необходимые для ее осуществления системы знаний, умений и навыков;
в) эмоционально-чувственной сферы как важного фактора регуляции деятельности и общественных отношений.
В условиях непрерывного развития психики благодаря деятельности философов, медиков, педагогов, государственных деятелей, изобретателей и т.д. создаются орудия труда, инструменты, транспортные средства, новые формы жизни, литература, изобразительное, скульптурное, строительное искусство и т.д., т.е. предметный и духовный мир человеческой цивилизации.

Интенсивно формируется новый тип человеческой психики, сознания, связанный не только с репродуктивной деятельностью индивида, но и с новой ее качеством - творчеством.
В рамках сознании возникает качественно новое психическое образование-самосознание, внутренний рефлексивный механизм саморазвития, саморегуляции психики человека. Регулятором творческой деятельности по преобразованию внешней действительности и внутреннее самотворение собственной психики становится личность. Личности свойственны огромный творческий потенциал и реальное влияние на природу, на других и на себя.
Итак, в процессе филогенеза возникает и развивается непрерывная череда форм психического отражения живыми существами окружающей действительности, которые способствуют более совершенной регуляции их поведения и жизнедеятельности. К этим формам относятся чувствительность (сенсорная психика), восприятие (перцептивная психика), практический интеллект высших животных, практичный и абстрактный интеллект древнейшего человека, который превращается в процессе исторического развития общества (на основе использования все более совершенных материальных и идеальных, внешних и внутренних орудий деятельности ) на сознание, самосознание и личность как социально обусловленную систему высших психических свойств индивида. Это обеспечивает возможность не только полнее отражать объективную действительность, но и преобразовывать ее и себя.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Общая психология | Добавил: manzark (07.04.2012) | Автор: Станислав
Просмотров: 1044 | Теги: Конфуций | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz