Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 18.04.2024
Главная » Статьи » Основы индивидуального консультирования

Философия консультирования.
Философия консультирования.
Кредо индивидуального психологического консультирования - "Помочь человеку в оказании помощи самому себе" К. Роджер.
Психолог только помогает индивиду помочь самому себе - это изречение удивительно точно описывает то, что должно произойти благодаря Встречи консультанта и клиента, Встречи в высоком смысле сакральной, когда двое проникают в эксклюзивную тайну жизнесоздания и в процессе взаимного обмена обогащаются знаниями о закономерностях его протекания и переживания. Именно такое понимание вкладывают экзистенциалисты в понятие "встреча" Именно так должно трактоваться консультативное интервью в индивидуальной психологической работе. Полный отказ от концепции болезни уравнивает клиента и консультанта в соответствии с их потенций жить и строить свою жизнь, снимает ответственность за принятие решений - каждое жизни является самоценностью и каждый имеет право прожить ее так, как пожелает.
Психолог только помогает индивиду помочь самому себе. К. Роджер
Согласно одному из основных постулатов психотерапии, клиент должен рано или поздно научиться отвечать за свои поступки. Р. Мэй

Когда один человек приходит за помощью к другой, то это означает, что есть необходимость обратиться к себе внутреннего, получить нужные опоры, знания, посмотреть сбоку происходящее, понять, оценить и при необходимости провести изменения, проанализировав возможные альтернативы. Копьев О.Ф пишет, что овладеть "внутренним человеком", увидеть и понять ее невозможно, если делать ее объектом равнодушного и нейтрального анализа Невозможно овладеть ею и через слияние с ней, обучение в ней, но к ней можно подойти и ее можно раскрыть, точнее заставить раскрыться, только через общение с ней, то есть "диалогически" (Копьев А.Ф, 1987, с 293).
В процессе консультативного диалога человек, обратилась за помощью, восстанавливает надлежащий внутренний порядок через особый опыт самопознания. Помощь в приобретении такого опыта может предоставить другой человек, причем только такая, которая может "усмотреть" принципиально невидимый для клиента внешний контекст его жизни, "услышать" принципиально "Неуслышанный" смысл его слов и занятий, вникнуть в те его переживания и ценности, которые и приводят к ощущению ограничений его "Я". Родные и друзья не в состоянии сделать нечто подобное вследствие своей реальной задействованной. Важно иметь позицию "непребывание", отстранение, чтобы быть достаточно авторитетным, независимым в суждениях. Недостаток такой позиции приводит к прогрессирующему "опобутування" или профессионально-ролевой формализации отношений. Если же консультант сводит личность клиента к субъекту, который подлежит нравственному оценке, или к объекту равнодушного научного анализа, то он, навсегда теряет смысл психотерапевтических отношений, которые по своей сути должны быть прежде всего отношениями с плоскости искусства, такими, как например, отношения писателя и его героя или художника-портретиста и его модели.
Восприятие клиента как строителя своей жизни от начала и до конца взаимодействия позволяет расставить все по местам перед лицом жесткой правды жизни: консультанту не стоит выступать в роли Бога, брать на себя больше, чем может сделать обычный человек. В его компетенции - вывести несколько на уровень осознания, сделать нужные подсказки, а чудо перерождения личности должен осуществить сама жизнь. Как говорится: "Врач лишь создает условия, а бесконечность производит лекарство" (Мэй P., 1994, с. 100). Врач может обработать и перевязать рану, а заживляет ее целительные силы организма. Перед ними смиренно склоняет голову и консультант. Чем больше он познает человеческое существо, тем четче осознает мизерность своих усилий по сравнению с величием природы. Есть смысл думать о консультанте лишь как о "колокол", который пробудил к работе.
Начало душевной работе часто может положить лишь слишком сильное давление страдания, переживания отчаяния и отчаяния. Если они отсутствуют, клиент не способен достичь нужной мотивации для серьезной работы. Его "незрелость" усложняет консультативную работу, дезориентирующую ее Взаимодействие с "незрелым" клиентом больше напоминает обмен мнениями, редко - эмоциями. "Зрелый" клиент, напротив, будучи "сытым" своими проблемами, чутко реагирует на слова консультанта, действительно извлекает из консультации максимум полезного, так настроен слышать, переживать, принимать не только во внимание, но и в работу. Учитывая профессионализм и первое, и второе консультативное интервью могут быть построены и проведены на соответствующем уровне, однако во втором случае трансформация души началась, в первом - работаем на перспективу.
Клиенты отличаются не только тем, насколько готовы к душевной работы. Существенно и тот жизненный путь, который они имеют за плечами. В частности то, каким психологическим жизненных навыков они приобрели, или сложились в их психике определенные структуры обобщения и обработки опыта, сформировалось философское отношение к миру. Ведь трудно не запутаться в событиях и отношениях, не умея, например, положительно, как бы со стороны, посмотреть на происходящее, найти в нем смысл, найти в себе резервы действовать, казалось бы, в безнадежной ситуации и др.
"Помочь помогать себе" означает только одно: научить личность справляться со своими проблемами, со своей жизнью ... Мало сказать человеку, который волнуется, "успокойся". Нужно объяснить, показать, научить (т.е. потренировать), как это сделать. Чтобы человек имел возможность развиваться дальше, реализовывать себя, она должна освоить новые, более сложные элементы и блоки сознания. Образно говоря, сознание скорее похожа на программу или совокупность программных блоков и подпрограмм, управляющих человеком и организуют ее функционирования. Именно на создание функциональных новообразований осознание и умение их эксплуатировать и должна быть направлена работа консультанта. Нет смысла "кормить голодного рыбой, лучше научить его ее удить".
Задумывались ли вы над тем, как провоцируются изменения в жизни клиента? Стратегия изменений может иметь самые виды, но, как обобщает А.Ф. Бондаренко, по сути "способ воздействия на клиента один - предложить его сознания другую символическую реальность, освященную авторитетом науки, ввести его в другой контекст, в иной смысл символической деятельности, чтобы обеспечить условия для реконструктивного переживания" (Бондаренко А.Ф., 1991, с 39). Поэтому многие практики разделяют мнение о том, что невольно или произвольно клиент со временем начинает верить в психотерапевтический миф, который ему предлагает консультант, и становится активно им пользоваться. Результаты гарантируются более конструктивным подходом к жизни, который несет психотерапевтическая метафора. То есть с помощью консультанта он усваивает новую философскую, мировоззренческую основу, при которой становятся возможными решения проблемы, преодоление кризиса и др.
Стоит заметить, что работа с широким содержанием сознания-необходимое условие эффективности не только психотерапии, но и консультирование. Оно, по мнению многих авторов, так же, как и психотерапия, должно быть избыточным. Чем кардинальные изменения произойдут в сознании клиента, тем менее вероятными будут рецидивы болезненных состояний. Принципиальная избыточность психологической помощи по сравнению с запросом клиента, психологические трактовки широкого круга переживаний появляются не вследствие склонности консультанта к чтению проповедей (хотя и это не исключено), а как способ сделать эффект терапии долговременным.

Что еще вкладывают в понятие "избыточности"? Преодоление тактики сокращенно (во всех возможных смыслах) вмешательство. Однажды Альберт Лацарус провел опрос клиентов психотерапевтов и пришел к выводу, что они, проведя годы в определенного вида психотерапии (например, в психодинамической, где тщательно исследовались элементы бессознательного, или в гештальт-терапии, где работали над углублением "здесь и теперь" самоосознания, и др.), достигали значительного понимания своих проблем, однако при этом могли придерживаться дисфункциональных философских взглядов на жизнь (возможно, потому, что никто с ними не обсуждал их иррациональные идеи), были очень напряжены (в частности, потому, что никогда не учились применять простое глубокое мышечное расслабление), страдали от межличностного неэффективности (потому что никогда не учились нужным социальным навыкам) и т.д. Иначе говоря, если консультант узко сосредоточен лишь на одном измерении, то эффект от его работы действительно будет незначительным и непродолжительным.

Наиболее избыточным консультирование должно быть именно в направлении духовного возмужания личности. Если в большинстве терапевтических направлений цели психотерапии формируются в терминах "от" - избавиться внутреннего конфликта, деструктивного психологической защиты, распустить мышечные зажимы, прекратить мелькание незавершенных гештальтов, то философия консультирование должно формироваться в терминах "до", то есть создание эффективных дополнительных систем самоосознания .


Вопросы для самопроверки и закрепления материала.
1. Какие мысли могли бы декларировать философское кредо
психологического консультирования? Как вы понимаете смысл
консультативной психологической помощи?
2. Каковы перспективы для консультирования открывает полный отказ от концепции болезни?
3. Правильно или нет:
а) консультант должен помочь человеку справиться с ее
трудностями, предоставляя необходимую информацию и совет;
б) консультирование - это способ обретения личностного опыта,
который позволяет в сжатые сроки достичь важных
личностных изменений;
в) консультирование - лишь средство стимулировать развитие душевных
потенций человека?
4. Какую роль в душевном исцелении человека играет консультант?
Какие установки по этому поводу лучше исповедовать?
5. Почему консультирование, как и психотерапия, должнен быть Избыточным "?

Домашнее задание
1. Проведите наблюдение за тем, как окружающие решают свои проблемы. Какие психологические черты и убеждения позволяют тому или иному человеку справиться с ситуацией? Или с в вас подобные установки? Когда и как вы к ним пришли?
2. Одним из эффективных способов поквитаться с какими проблемами является умение в любой ситуации осознавать реальную долю собственной ответственности за происходящее. Проанализируйте конфликтные ситуации, в которые вы часто попадаете, попробуйте оценить в них свою ответственность. При случае озвучьте свои мысли постороннему человеку (можно сделать это безотносительно к себе). Произошли ли какие-то изменения после разговора с другим человеком?

Рекомендуемая литература
Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности: психосемантического поход. - М.: КГПИИЯ, 1991.
Бьюдженталъ Д. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.
Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта / Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. тр. I Редкол: А. А. Бодалев (отв. ред.) И др. - М.: изд. АПН СССР, 1987.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс, 1994.
Немое Р.С. Психологическое консультирование: Учебник. - М., 2000.
Шостром Э., Браммер Л. терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. - СПб.: Сова, - М.: Эксмо, 2002.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Основы индивидуального консультирования | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 1022 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz