Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Основы психологии и познания

Психология как наука, что же она изучает

Что ИЗУЧАЕТ наука психология?
"Психология" — название науки, изучающей явления, закономерности и механизмы психики; произошло из слияния греческих слов "псюхе" (душа) и "логос" (учение, слово) и означает "наука о душе".
Первое систематическое изложение психологических явлений и фактов было предпринято великим древнегреческим философом Аристотелем в его известном трактате "О душе", в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы
Психическими процессами называют отдельные формы или виды психической деятельности. Различают познавательные психические процессы, направленные на познание человеком окружающей действительности. Это ощущение отдельных свойств предметов (цветовые, звуковые, вкусовые, обонятельные и другие ощущения), восприятие предметов во всей совокупности их свойств, память, мышление, воображение. К психическим относятся также эмоциональные процессы (чувства) и волевые процессы и действия. При этом понятие "процесс" подчеркивает динамику явления.

Психические свойства
Психическими свойствами личности называют наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и т. д.). Иными словами, к психическим свойствам, особенностям личности относятся качества ума, эмоциональной и волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях, поведении человека.
П Психические состояния
Это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т. д.). Понятие "состояние" характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств, внимания, воли, мышления и т. д.

Психика человека
Психика представляет собой субъективный образ объективного мира, отражение окружающей действительности в мозгу человека. Психические явления — это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Поэтому судить о психических процессах, свойствах и состояниях личности можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом проявляется единство психики и деятельности человека.
П Сознательное и бессознательное
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения. Бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Явления сознательного и бессознательного исчерпывают собой понятие психики.

Сознание и деятельность
Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и
не тождественны, образуя неразрывное единство. При этом сознание создает внутренний план деятельности, ее программу. Психическое является своеобразным регулятором ответной деятельности мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем и внутреннем мире.
П Психика и мозг
Психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир. Иными словами, психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Психика есть отражение или результат такого отражения — отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

Строение мозга
Мозг состоит из ряда взаимосвязанных отделов, покрытых большими полушариями: нижний отдел — продолговатый мозг— соединяет спинной мозг с головным. В спинном мозгу расположены центры ряда врожденных безусловных рефлексов, регулирующих мускульные движения тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Над продолговатым мозгом находится средний мозг (в среднем и продолговатом мозгу находится ретикулярная формация, являющаяся возбудителем коры больших полушарий), затем мозжечок (регулирует равновесие и обеспечивает координацию произвольных движений), еще выше — промежуточный мозг — подкорка (имеет большое значение в инстинктивных и эмоциональных проявлениях человека). Большие полушария — парное образование, покрытое тонким слоем (3—4 мм) серого вещества, которое называют корой головного мозга. Кора — непосредственная материальная основа мышления и сознания человека. В коре различают четыре части: лобную (отвечает за целенаправленное осмысленное поведение), затылочную (центры зрения), височную (центры слуха и обоняния), теменную (центры кожных ощущений).
Спинной и головной мозг составляют центральную нервную систему.

Центральная нервная система
Основным элементом центральной нервной системы (ЦНС), свойством которой и является психика, есть нервная клетка — нейрон (клетка с ветвящимися отростками — дендритами и одним длинным отростком — нервным волокном). В нейронах возникает процесс возбуждения, в основе которого лежит особый нервный ток (биоток). Нервные волокна покрыты миелиновой оболочкой со свойствами изолятора, что позволяет передавать воз-буждение в определенном направлении.
Отдельные нейроны соединяются друг с другом посредством особых механизмов — синапсов (от греч. "застежка"), при помощи которых осуществляется переход возбуждения от одной клетки к другой. Скопления нервных волокон называются нервами. Скопления тел нервных клеток вместе с дендритами составляют серое вещество головного и спинного мозга, скопления нервных волокон — белое вещество. Роль серого вещества — в накоплении, усилении и переработке возбуждения, белого — в его передаче. Нервы проводят возбуждение только в одном направлении — от частей тела к мозгу (центростремительные нервы) или от мозга к частям тела (центробежные).

Законы высшей нервной деятельности
Законы высшей нервной деятельности (ВНД) открыты известным русским физиологом И. П. Павловым, который считал, что основной формой взаимодействия организма со средой является рефлекс — ответное действие организма на раздражение.
В рефлекторном механизме различают три части — чувствующую, центральную и двигательную (от периферии к центру и обратно), представляющие собой рефлекторную дугу. Рефлексы бывают врожденные (безусловные) и приобретенные (условные) — функции подкорки и коры.
Координация функций коры больших полушарий осуществляется благодаря взаимодействию основных процессов — возбуждения и торможения. Различают торможение внешнее (результат действия внешнего постороннего раздражителя) и внутреннее (например, утрата навыка без повторения упражнений). Деятельность коры подчиняется двум основным законам: — закону иррадиации и концентрации, который заключается
в том, что при распространении (иррадиации) возбуждения по коре одновременно возникает процесс торможения, концентрирующий возбуждение в одном участке мозга; — закону взаимной индукции, который заключается в том, что нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках мозга противоположный процесс.

[b]Первая и вторая сигнальные системы
Кора испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как из внешней, так и из внутренней сред (организма). В связи с этим различают два типа сигналов. Сигналы, идущие от предметов и явлений окружающего мира (различных зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных раздражителей), И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой (наличествует у человека и у животных). Слова и словосочетания (речь в целом) также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях, в связи с чем получили название второй сигнальной системы (присуща только человеку). Вторая сигнальная система является физиологической основой человеческого мышления. При этом обе сигнальные системы неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Предмет психологии
Психология, таким образом, изучает психические процессы, свойства и состояния личности. Это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития, о фактах и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и с помощью которого осуществляется управление поведением и деятельностью, всегда имеющих у человека личностный характер.
Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно взаимосвязанных.
Фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки является общая психология. Это особое название, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, которые выявляет психология, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее терминологию.

Стороны деятельности                    Предмет психологии                         Виды деятельности


(навыки, умения, знания)               Человек как субъект               (игровая, учебная, трудовая)
                                                            познания, общения
                                                               и деятельности


Психические процессы                   Психические свойства                     Психические состояния


                                                Потребности, интересы, способности,

Познавательные                             темперамент, характер                         
Эмоциональные
Волевые                                                                                                     Утомление, возбуждение,

                                                                                                                     пассивность, активность, 
                                                                                                                    раздражительность и т. д.


Отрасли психологии
Возрастная психология
— отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
Политическая психология — область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. Психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда — деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы.

Психология управления — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Экономическая психология — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями людей.
Кроме того, различают и другие отрасли психологии: авиационную, военную, инженерную, исправительную, историческую, космическую, медицинскую, специальную, сравнительную, экспериментальную, юридическую психологию, зоопсихологию, нейропсихологию, парапсихологию, патопсихологию, психогенетику, психолингвистику, психологическую антропологию, психологию искусства, науки, половых различий, религии, спорта, творчества и т. д.

Методы психологии
Основу научного метода составляет принятый в современной отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности. Другое важное условие заключается в следовании принципу генетического (исторического) изучения психических фактов,
т. е. изучаемое явление рассматривается как процесс в динамике его развития.

Методы психологии принято подразделять на основные и частные. К основным методам относятся наблюдение и эксперимент, к частным — беседы, анкетный, тесты, анализ процесса и продуктов деятельности и др.

Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения.
Эксперименты бывают лабораторные и естественные. Лабораторные проводят в специально организованных искусственных условиях, а естественные — в обычных условиях поведения и деятельности человека.
Методы беседы и анкетный позволяют выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения и т. д. Сущность этих методов состоит в том, что испытуемому предлагают заранее подготовленные вопросы, на которые он должен ответить (устно — при беседе, письменно — при анкетном методе).

Тесты (от англ. "проба", "испытание") — особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Применяют тесты при изучении способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Психологический анализ процесса и продуктов деятельности (рисунков, сочинений, технических поделок, коллекций и т. д.) позволяет выявить не только содержательную сторону продуктов деятельности (тематику, сюжет, содержание), особенности творчества, интересов и способностей человека, но и получить дополнительные данные о системе его отношений к окружающей действительности.

Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний. Его используют как вспомогательный прием, требующий проверки материалами, полученными другими методами.
Основные понятия

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу.

Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета.
Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.
Сигнальные системы — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно устанавливаемых органами чувств как ощущение цвета, звука, запаха и др. (первая сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (вторая сигнальная система).



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Основы психологии и познания | Добавил: manzark (29.04.2012)
Просмотров: 882 | Теги: Бессознательное, Самонаблюдением, психология, мозг, психика, Сигнальные системы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz