Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Основы психологии и познания

Психология Нового времени

Психология эпохи Возрождения
Пьетро Помпонацци (1462—1525) в трактате "О бессмертии души" проложил путь научному эксперименту в исследовании природы. Эмпирико-натуралистическое движение возглавил Бернардино Телезио (1509—1588), разработавший теорию аффектов, которая предвосхитила последующие материалистические воззрения.
Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519), анатомо-физиологические исследования которого были ориентированы на выяснение структуры "четырех всеобщих человеческих состояний — радости, плача, распри и трудового усилия". Он также детально описал феномены зрительного восприятия человека и разработал правила тренировки воображения.
Испанец Хуан Луис Вивес (1492—1540) в книге "О душе и жизни" одним из первых в новое время противопоставил эмпирико-психологическое познание метафизическим учениям о душе. Другой испанец — врач Хуан Уарте — написал трактат "Исследование способностей к наукам" (1575), который стал первой в истории психологии работой, ставящей задачу профессионального отбора. Психологические учения XVII века
Выдающимся пропагандистом опытного знания был английский философ Фрэнсис Бэкон, который решающую роль придавал эксперименту.
Своеобразие психологической мысли XVII в. раскрывается в разработке таких учений:
1) о живом теле как механической системе;
2) о сознании как способности индивида путем внутреннего наблюдения иметь достоверное знание о собственных психических явлениях и актах;
3) о страстях (аффектах) как регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих от того, что вредно;
4) о соотношении физиологического и психического.
У истоков этих учений стоит Декарт (1596—1650), далее следуют Гоббс (1588—1679), Спиноза, Лейбниц, Локк.
К основным психологическим сочинениям Декарта относятся "Правила для руководства ума", "Начала философии", "Страсти души", "О человеке". Одним из крупнейших открытий XVII в. является открытие рефлекторной природы поведения. Декарт установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы.

Психология XVIII века
В XVIII в. английский врач Дэвид Гартли (1705—1757) понятие "ассоциация " впервые превращает в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность. Его книга "Наблюдения за человеком" положила начало ассоциативной психологии, рассматривавшей нервную систему как систему, подчиненную физическим законам. Учение Гартли — это первая материалистическая концепция бессознательного. Оно представ-ляет собой вторую после Декарта выдающуюся попытку соединить рефлекс с ассоциациями (третьей попыткой стало учение Сеченова).
В Европе слово "психология" стало общеизвестным после выхода книг "Эмпирическая психология" и "Рациональная психология" немецкого ученого Христиана Вольфа (1679—1754), который проповедовал идею о спонтанной активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир представлений и стремлений. Крупнейшим физиологом века был швейцарский ученый Альбрехт Галлер (1708—1777), который осуществил переориентацию физиологии с механики на биологию. Его "Основы физиологии" оцениваются историками науки как "разграничительная линия между современной физиологией и всем, что происходило прежде".
Главная идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и общественных законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи содержалось в сочинениях Руссо (1712—1778) и Гельвеция (1715—1771).

Психология первой половины XIX века
Английским неврологом Ч. Беллом, французским физиологом Мажанди, американским психологом Г.-С. Холлом и немецким физиологом Ф. Мюллером было развито рефлекторное учение. Расцвет психофизиологии был связан с использованием приема самонаблюдения (интроспекции). Труды Германа Людвига Гельм-гольца "Учение о слуховых ощущениях" и "Физиологическая оптика" составили фундамент современной физиологии органов чувств.
Идея о том, что психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически, была подтверждена в направлении, получившем название "психофизика ", инициатором которого явился немецкий физиолог Густав Фехнер (1801— 1887). Другой физиолог Макс Вебер (1795—1879) открыл математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. Закономерности, открытые Фехнером и Вебером, реально описывали соотношение психи-ческих и физических явлений.

Психология конца XIX — начала XX века
Процесс консолидации психологии в самостоятельную науку
шел не только в недрах физиологии, но и в области философии. Наибольший успех имела программа построения психологии как науки, разработанная Вильгельмом Вундтом (1832—1920). Его первые книги — "Учение о мышечных движениях" и "Материалы к теории чувственного восприятия". В 1863 г. вышли его "Лекции о душе человека и животных", в которых содержалась программа построения двух психологии — экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873—1874 гг. увидели свет "Основы физиологической психологии", а в 1900 — первый том 10-томной "Психологии народов". С 1875 г. Вундт — профессор философии в Лейпциге, где организовывает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), вскоре преобразованную в институт. Он создал первый психологический журнал "Философские исследования" (1881). С 1899 г. ученый проводит международные конгрессы по психологии. Историческая заслуга Вундта состоит в утверждении психоло-гии в статусе самостоятельной науки.
В 1873 г. были опубликованы "Психологические этюды" И. М. Сеченова, где предлагался новый план развития психологии как объективной науки. Идеи Сеченова оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (исследования В. М. Бехтерева, А. А. Токарского, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке.
Главными темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакций (Ф. Дондерс), а затем — ассоциации (Г. Эббингауз), внимание (Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (У. Джемс, Т. А. Рибо), мышление и воля (Вюрцбургская школа, А. Бинс).
Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология, задача которой — с помощью измерительных методов определить индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).
На рубеже XIX—XX вв. в психологии назревает кризис, обусловленный ломкой старых понятий. Рушится представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология не должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на внешние стимулы. Программные установки этого направления выразил Дж. Б. Уотсон (1912). Другой влиятельной школой стала гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психических образований. В начале века возник также психоанализ 3. Фрейда, согласно которому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным).
Новые направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата (категории действия, образа, мотива и др.).

Советский период психологии
С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы, коренным образом изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на марксистской основе активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др.
Принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Развитие советской психологии шло в тесном взаимодействии с развитием психофизиологических исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели и др.
Советские ученые утверждали в психологии марксистское учение о деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи теории отражения. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем психологии нашло воплощение в работах А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др.

Новейшая история психологии
Развитие мировой психологии в 30—40-е годы XX в. характеризовалось распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план выдвигается понятие о "промежуточных переменных", т. е. факторах, опосредствующих двигательную реакцию (зависимую переменную) на раздражитель (независимую переменную). Утверждению этой тенденции в 50—60-х годах способствовал опыт программирования на ЭВМ. Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная и медицинская.

Большое влияние на трактовку психических процессов оказали работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменился и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (К. Прибрам).
В недрах психоанализа возникает неофрейдизм — течение, связавшее бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм) и соответственно перестроившее психотерапию.
Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль "третьей силы" в психологии претендует так называемая экзистенциальная, гуманистическая психология, утверждающая, что исследование научных понятий и объективных методов ведет к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию.

Основные понятия

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианиз-ма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциаций. Идеи ассоцианизма в различной степени присущи учениям Д. Гартли, Г. Гельмголь-ца, Ч. Дарвина, И. М. Сеченова, Г. Эббингауза, И. П. Павлова, а также — на иных методологических основаниях — американскому бихевиоризму.

Бихевиоризм (от англ. "поведение") — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, рассматриваемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Первая программа бихевиоризма сформулирована американским психологом Д. Уотсоном (1913), современным продолжателем этого направления явился Б. Скиннер.

Волюнтаризм (от лат. "воля") — идеалистическое учение в психологии и философии, признающее волю особой, надпри-родной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Основатели — религиозный мыслитель Августин, немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман. Сторонниками волюнтаризма являлись немецкий философ и психолог В. Вундт, американский философ и психолог У. Джемс, немецкий психолог Г. Мюнстерберг и др.

Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кнальпе, которые изучали в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (экспериментального самонаблюдения, при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции). Специфику концепции этой школы усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о безобразном мышлении. Данные, полученные Вюрцбургской школой, вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титченера, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.

Гештальтпсихология (от нем. "образ, форма") — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие позиции занимали К. Левин и его школа групповой динамики.

Групповая динамика — направление социально-психологических исследований, инициатором разработки которого был К. Левин (США). Основной объект — малые группы. Как главный метод использовалось создание искусственных лабораторных ситуаций с заранее заданными характеристиками.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Главные представители — Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс. Иногда данное направление называют экзистен-циальной психологией.

Женевская школа генетической психологии — направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача — исследование механизмов познавательной деятельности; основной метод — клиническая беседа, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, которые приводят к их возникновению. Работы этой школы показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции.

Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в 50—60-х годах XX в. в США как реакция на кризис бихевиоризма и гештальт-психологии. Первоначально главной задачей являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимулов на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Затем задачей когнитивной психологии как направления стало доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Персонализм (от лат. "личность") — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность, противостоящую социально-историческим условиям ее существования.
Структурная психология — направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции (самонаблюдения). Возникло в начале XX в. Восходит к В. Вундту, но приобрело статус особой школы благодаря американскому психологу Э. Титченеру и его последователям. Была подвергнута критике гештальтпсихологией.

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога 3. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем — бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. К числу наиболее известных представителей психоанализа и неофрейдизма относятся швейцарский психолог К. Г. Юнг (основатель аналитической психологии), А. Адлер (основатель индивидуальной психологии), американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан.

Эмпирическая психология — термин, введенный немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Основы психологии и познания | Добавил: manzark (29.04.2012)
Просмотров: 888 | Теги: Персонализм, Когнитивная психология, Фрейдизм, Эмпирическая психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz