Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Основы теории методики физического воспитания

Организм как функциональная система
Организм как функциональная система
Функциональная система - единица интеграции целого организма, состоящий динамично для достижения любой его приспособительной деятельности и всегда на основе циклических взаимоотношений избирательно объединяет специальные центрально-периферийные образования (П. К. Анохин, 1978, 1980).
Двигательная приспособительная деятельность связана с целостной реакцией организма. Для выполнения произвольного движения необходимо обладать избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставления ее с текущими афферентными сигналами, которые поступают в мозг, создает модель движения.

Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом эфферентные возбуждения определяют качество, направление реакции, а также обеспечивают именно начало движения, в то время как обратные афферентации играют решающую роль в формировании адекватных двигательных реакций на изменение внешней ситуации.

Стадия афферентного синтеза, согласно теории П.К. Анохина, включает следующие компоненты:
1) доминирующая мотивация, которая образуется у спортсмена на основе психологического осознания главной цели двигательного действия;
2) память, которая обусловлена генетическим и индивидуальным опытом течение длительного времени тренировочной и спортивной деятельности;
3) обстоятельство афферентации, восприятие которой может стать у спортсменов пусковым сигналом;
4) пусковая афферентации, которая образуется возбуждением пусковых раздражителей (условных). П.К. Анохин (1979, 1980) отмечает, что обратные афферентации, что
возникают при любом двигательном акте, нужно разделить на две совершенно различные категории,
а) движения, которые направляют
б) результативная аферентация.

Первая афферентация представлена в основном проприоцептивных импульсами от мышц, которые осуществляют движение, вторая АФЕ рентация всегда комплексная и охватывает все афферентные признаки, касающиеся самого результата начатого движения. Важным моментом является и то, что вегетативные компоненты условной реакции является органическим сложными ком всякой целостной реакции.
Многочисленные исследования показывают, что выполнение двигательных действий сопровождается вегетативной афферентации. Это приводит к формированию модели, образа основных параметров результатов действия на основе аферент ного синтеза (К. М. Быков, 1947; Жан-Франсуа Ле Ни, 1973).
По мнению П.К. Анохина, стадия формирования акцептора результата действия последовательно изменяется формированием самой целенаправленного действия, которую сам автор назвал «стадией эфферентных синтеза». Сущность этой стадии заключается в согласованной мультипараметрических взаимодействия соматических, вегетативных и гуморальных компонентов для достижения конечного полезного результата действия. Итак, эфферентных синтез есть такая стадия целенаправленного поведения, при которой на основе афферентного синтеза и принятия решения образуется определенная взаимодействие вегетативных, соматических и гуморальных компонентов для достижения необходимого результата. Эфферентных синтез осуществляется поэтапно и включает ранее заготовленную программ (эфферентных интеграл), а также «подгонку» одних компонентов относительно других.
Наступает этап программирования действия или поведения в целом и психология поведения. Программирование двигательных действий должно предусматривать параметры движений (пространство, скорость, темп, усилие) и ход движений в деталях (очередность вступления мышц в действие).
При программировании вероятности будущего реагирования важную роль играет биологическая мотивация.

Мотивационное возбуждение, возникающее на основе внутренней потребности, заключает в своей архитектонике свойства тех раздражителей, которые приводят к удовлетворения данной потребности: воздействуя на корковые клетки, оно создает особое химическое «настроенность». Такая настроенность клеток определяет их реакцию, благодаря чему осуществляется активная фильтрация сенсорной информации. Таким образом, мотивационное возбуждение определяет активное использование и подбор специальных раздражителей внешнего мира, сигнализирующих об объектах, способные удовлетворить начальную потребность организма. Это опережающее отражение результата деятельности формируется на основе афферентного синтеза.
При осуществлении экстренных произвольных действий особая роль принадлежит предвидению действий, осуществляемых сознательно, осознанно программируемых.
Программирование действий и деятельности с учетом прогноза ситуации осуществляется в трех возможных вариантах: при наличии полной информации, при наличии частичной информации и при полном отсутствии информации. Эти варианты соответствуют вероятности от единицы до нуля. Естественно, программа достижения цели составляется с учетом этих трех вариантов.
После окончания программирования следует сигнал к реализации программы и выполнения самой программы (действие).
Человек должен знать, как поэтапно и в целом осуществляется программа, и в случае отклонения от программы должен внести поправки, возвращающие реакции системы в запрограммированное русло. Контроль за действиями осуществляется с помощью обратной афферентации.
Обратная связь - это информация о том, что произошло или происходит в данный момент в функциональной системе, как осуществляются действия, которые их результаты. Если информация о движениях поступает из дистантных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), то говорят о внешнем обратную связь. Если информация о движениях поступает из проприорецепторов мышц, сухожилий, связок и суставных сумок, то говорят о внутреннем обратную связь. С помощью внешней обратной связи человек узнает о результате совершенного действия, а с помощью внутренней прежде всего о том, как осуществлялся движение. На основании анализа этой информации он может косвенно судить и о результате действия, если имеет уже опыт сопоставления внутренней информации с внешней (например, спортсмен только за мышечными ощущениями может судить о том, насколько удачной была его попытка).
Внешние и внутренние обратные связи взаимодополняют друг друга, хотя и играют разную роль на различных этапах обучения. На первых стадиях овладения двигательными действиями ведущая роль принадлежит внешней обратной связи (зрительному и языковом), по мере же формирования навыка все большую роль играет внутренний обратная связь, поскольку повышается роль мышечного чувства и оно может обеспечить большую точность движений, чем зрительный контроль.
Обратная связь включает не только сигналы с рецепторов, расположенных в работающих органах (эффектор). Главное в обратной связи - это установка с помощью обратной информации, на какой стадии решения задачи или цели находится в данный момент функциональная система (или человек). Зная это, человек может дальше планировать свою деятельность. Для того чтобы это узнать, надо сверить (сравнить) информацию, поступающую по каналам обратной связи, с информацией, отражает то, что должно быть. Нервные образования, осуществляющих функцию сличения, названные П. К. Анохиным - «акцептором действия». В результате этого сравнения возникает сигнал согласия или рассогласования, который передается в программирующий аппарат и учитывается при управлении действием. К исполнительным органам ссылается санкционируя афферентации ». Этот сигнал приводит либо к продолжению действия (если программа не выполнена, но действие осуществляется в соответствии с ней), либо к остановке (прекращению действия), если программа полностью выполнена, либо к переработке программы (если нужен результат при этой программе не достигается).
Важно отметить, что с помощью сличения различных видов информации предполагается ход действия в будущей момента, то есть аппарат сличения помогает осуществлять не только конечный (результирующий) контроль, но и текущий.
Конечно, не следует считать, что обратная связь всегда обеспечивает точное выполнение действий. Точность может быть не достигнута из-за запаздывания сверки и выдачи сигнала к корректировке программы, а также потому, что для сверки подается неверный эталон.
Таким образом, моторную деятельность обеспечивают:
- Центральная нервная система;
- Вегетативные системы (питание, газообмен, выделение);
- Нервно-мышечная система (механическая работа и энергообразования в мышцах).



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Основы теории методики физического воспитания | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz