Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Основы теории методики физического воспитания

Основы теории и методики физического воспитания
С позиций функционального подхода способности рассматриваются как степень проявления качественных сторон элементарных психомоторных функций, обусловленных задатками (Е. П. Ильин) или свойств функциональных систем (В. Д. Щадриков). Рассмотрение способностей как системных свойств функциональных систем представляется на сегодняшний день самым производительным.
В психологии сложилась традиция, согласно которой принято различать общие и специальные способности. Так, например, Б. М. Теплов связывает общие способности с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - только со строго определенными видами деятельности.
Под двигательными способностями (РЖД), понимают психомоторные свойства, определяющие цель, качественные признаки i рабочую эффективность двигательной деятельности человека. Двигательные способности - элемент двигательной функции (РФ), одной из наиболее сложных функций организма.
Главными свойствами РФ является способность к овладению и управления движениями в пространстве, по времени и степени мышечных усилий.
В психологии под «способностью» понимают индивидуально-психические особенности личности. Для понимания содержания категории «способность» используются три наиболее Существенные признаки (Б. Н. То плов, 1941).
1. Под термином способности имеется ввиду индивидуально-психические особенности личности, отличают одного человека от другой.
2. Способностями называются не всякие индивидуально-психические особенности личности, а только те, которые влияют на успешность, в которой либо деятельности или некоторых видов деятельности.
3. Способности - это такие индивидуально-психические особенности, объясняющие легкость i скорость приобретения знаний, умений и навыков.
Этим трем признакам соответствуют скорость, координация, сила, двигательная выносливость i гибкость. Во первых, перечисленные способности являются особенностями личности, отличают одного человека от другой. Во-вторых, они влияют на успешность спортивной деятельности. В-третьих, объясняют легкость и скорость приобретения умений и навыков выполнения двигательных действий. С точки зрения функционально-генетического подхода, перечисленные характеристики двигательной функции также является «способностями». Во-первых, потому, что они являются качественно стороной двигательными функции. Во-вторых, потому, что они обусловлены задатками. Генетическая обусловленость таланта доказана в ряде исследований, проведенных на монозиготних близнецах (А. Ана стазi, 1982; В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко, 1975).

БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как отмечает В. С. Фарфель (1977), движению способности человека обеспечены рядом физиологических систем организма: собственно двигательной системой, системой управления движениями совместно с системой восприятия i переработки информации, системой энергетического обеспечения мышечной работы, системой регуляции функций i интеграции рабочего процесса , наконец, специфически человеческой системой - высших психических функций. Каждая из них морфологических i функционально заложена в генетическом аппарате человека i это определяет характер его двигательных способностей.
Однако следует подчеркнуть, что способности - это высокий уровень проявления качественной стороны функции, обусловленный задатками. В таком случае i двигательная функция - это результат от двигательных способностей интегрированных в двигательные действия, результат решения нового двигательного задачи наиболее рациональным способом или целесообразного использования двигательных навыки (двигательный опыт).
Врожденными задатками РЖД выступают анатомические i психические особенности личности. Моторные задатки, развиваясь на основе адаптационных изменений в организме, перерастают в соответствующие РЖД.
Ю. В. Верхошанский (1988) выделяет четыре конкретные формы РЖД, что для условий спортивной деятельности можно считать основными:
• моторная оперативность (быстрота) - способность, определяющий минимальную продолжительность реализации двигательной действия или ее элементов при отсутствии значительного внешнего сопротивления движению;
• координационные способности, характеризующие возможности спортсмена к эффективного решения двигательной задачи за счет рациональной организации мышечных усилий;
• силовые способности, характеризующих возможности спортсмена к проявлению рабочих (двигательных) усилий для преодоления немалого внешнего сопротивления;
• двигательная выносливость - способность к долговременному выполнения мышечной работы на необходимом уровне ее эффективности.
Гибкость рассматривают как чисто физическую свойство двигательного аппарата, как условие к полноценного проявления РЖД (Ю. В. Верхошанский, 1988). Если в гибкости понимается подвижность в суставах, то такой подход не вызывает сомнения. В спорте же под гибкость понимается как способность человека к достижению выполнения большой амплитуды в движении. В этом случае мы имеем дело со способностью, развивающийся на основе задатков (подвижность в суставах, мышечный тонус, здание мышц).

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Основы теории методики физического воспитания | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz