История развития взглядов на патологию и ее лечение - Патопсихология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Патопсихология

История развития взглядов на патологию и ее лечение
Мировая история развития взглядов на патологию и ее лечение
Каждый год 30% взрослого населения и 20% детей и подростков США (по данным Р. Комер) страдают серьезные психические нарушения и требуют лечения. Большинство людей испытывают трудности в различных сферах жизни и время от времени испытывают сильный стресс, напряжение, депрессию и другие формы психологического дискомфорта. В любом обществе как в прошлом, так и сейчас были и имеют место проявления психической патологии. По Р. Коммер, взгляды на ее причины и методы лечения были неодинаковыми.

Взгляд первобытных людей на патологию и ее лечение. Археологи, изучая остатки древних людей, их культуру, заключили, что, возможно, в этих обществах патологическое поведение рассматривалось как результат влияния злых духов. Чтобы вылечить человека, надо заставить злых духов покинуть тело.
Возможно, что этот взгляд существовал еще в каменном веке, полмиллиона лет назад. На некоторых черепах, найденных в Европе и Южной Африке, можно увидеть следы операции, называется трепанацией - в черепе больного каменным инструментом (трепаном) вырезалось круглое отверстие.

В более поздних обществах патологическое поведение тоже объяснялась одержимостью бесами (египетские, китайские, еврейские источники). Патологию лечили изгнанием «бесов» (экзорцизм). Шаман или жрец читали молитвы, уговаривали духов зла, ругали их, проводили магические действия, давали человеку, одержимому злыми духами, пить горькие жидкости. Если это не помогало - человека бичевали ли не давали ей есть.
Взгляды на патологию и ее лечение в античные времена. Древнейшими источниками медицинских знаний, дошедшие до нас (1700 лет до н.э.), считают египетские папирусы. Немецкий ученый Д. Габерс среди папирусов нашел несколько рецептов для лечения нервных нарушений.
Во время процветания греческой и римской цивилизаций, приблизительно с 500 г. до н.э., философы и врачи стали предлагать различные объяснения патологической поведения.
Греческий врач Алкмеон Кротонский (500 г. до н.э.) первым понял, что мозг является органом психической деятельности. Он открыл зрительные нервы и высказал предположение, что и другие ощущения играют важную роль в психической деятельности.

Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (460-377 pp до н.э.) высказал предположение, что причиной психических расстройств являются заболевания мозга, а это обусловлено дисгармонией четырех жидкостей: избыток желтой желчи вызывает безумную радость, избыток черной желчи - источник постоянной печали. Он оставил приблизительные описания меланхоличных и маниакальных состояний, слабоумия, имбецильности. На душевнобольных Гиппократ распространял все известные в то время принципы лечения.

В Древнем Риме также существовал научный подход к лечению психически больных. В трудах римских врачей находим даже классификации психических болезней. Цельс (I-II век н.э.) делил все психические заболевания на три группы: острые лихорадочные, хронические без лихорадочные, галлюцинаторно-бредовые. Он предлагал методы лечения, в том числе и психотерапию.
В это же время римский врач Аретей Каппадокийский описал маниакальную и депрессивную фазу психоза. Римский врач Клавдий Гален дал анатомическое описание центральной нервной системы. Римский врач Целий Аврелиан (V век н.э.) был первым, кто считал, что причиной психических болезней могут быть соматические заболевания.

Античные врачи лечили психические отклонения, сочетая медицинские и психологические средства. Прежде чем пустить больному кровь или ограничить свободу его передвижения, многие греческие врачей сначала выписывали больному теплую и дружескую поддержку, музыку, массаж, физические упражнения и ванны.
Европа в средние века: демонология возвращается. В Европе времен 500-1350 pp. н.э. выросла власть духовенства. Церковь заявила о независимости души от телесной оболочки и уничтожала все научные обоснования сущности психических явлений. Поведение, отклонялась от общепринятых норм, рассматривалась как свидетельство влияния сатаны. Во всех странах Европы стало господствовать представление о психически больных как о одержимых злым духом, дьяволом, бесноватых. Если в период раннего средневековья психически больных направляли в монастыре и монахи лечили их заклинаниями, то уже в XV XVI вв. суды святой инквизиции признавали их одержимыми дьяволом, и больных сжигали на кострах. Такие очаги горели в Европе более 200 лет.
В этот период случались вспышки массового безумия, когда у многих людей были одинаковые видения и галлюцинации. При одном таком психическом нарушении, тарантизмы, группы людей внезапно начинали прыгать, делая круги, плясать и биться в конвульсиях. Все были уверены, что этих людей укусил «волчий паук» - тарантул. По другой формы массового безумия, ликантропии, люди считали, что их душами завладели волки и другие звери. Так называемые оборотни вели себя так, как звери, и представляли, что их тело покрылось шерстью. По В. М. Кузнецовым и В. М. Чернявским, Средневековье оставило немало интересных свидетельств о психических недугов у самих служителей святой церкви, которых впоследствии причислили к лику святых. Так, в своих видениях святой Антоний видел тигров, волков, змей, быков, бросались на него, кусали его, били рогами. Видение, похожие на галлюцинации при белой горячке, видел святой Мартин: перед ним стоял сам Сатана в роскошных нарядах, в короне из рогов. Конечно, эти психические расстройства у известных деятелей церкви не расценивались как болезни.
Возродился экзорцизм, священники обращались к Богу с молитвами, давали больным пить святую воду, горькие жидкости. Если это не помогало - унижали злых духов или же не давали больному есть, секли его ошпаривали кипятком или растягивали.
В конце средневековья светская власть начала строить больницы, взяла на себя заботу о больных, в том числе и с психическими нарушениями. Многие психически больных начали лечиться в больницах, таких как больница Тринити в Англии.
Ренессанс и создание приютов. Урбанизация, развитие промышленности поставили перед обществом проблему изоляции значительного количества душевнобольных. В крупных городах для них начали создавать приюты. Больных перестали казнить, однако отношение к ним осталось жестоким. Приюты имели жалкий вид, наблюдение за больными осуществляли люди, были далеки от медицины. Возбужденных, беспокойных больных приковывали цепями. 

Первый медик, который специализировался на душевных заболеваниях, - немецкий врач Иоганн Вейер (1515-1588). Он считал, что разум тоже подвергается заболеваниям, как и тело.
В Англии психически больных ухаживали дома, а семьи получали деньги от местного церковного прихода на их содержание. В разных городах Европы были организованы церковью богадельни для лечения людей с психическими расстройствами. Наиболее известные - в г. Гили в Бельгии. С XV в. сюда со всех уголков Европы ехали люди с психическим нарушениями. Местные жители дружелюбно принимали их.
Однако к середине XV в. в мере того как приюты переполнялись, они превращались в своеобразные тюрьмы, где пациентов содержали в грязных помещениях и обращались с ними жестоко.
Например, В 1547 г. лондонская Вифлеемская больница была отдана городу королем Генрихом VIII для содержания душевнобольных. В этом приюте пациентов держали в цепях, и они так кричали, что их крики были слышны во всех районах (впоследствии эта больница превратилась в туристский аттракцион.
XVIII-XIX века: моральное лечения. До 1800 г. в лечении душевнобольных появляется улучшения. Великая Французская революция создала благоприятные условия для развития науки вообще и психиатрии в частности. Правительство приняло ряд декретов об улучшении содержания больных, создание специальной комиссии и по реорганизации психиатрической помощи.
В 1792 г. профессор медицинской школы Филиалов Пинель с разрешения Конвента снял цепи с больных психиатрической больницы в Сальпа-триере. В 1793 г. он стал главным врачом парижского приюта для душевнобольных мужчин. Филипп Пинель доказывал, что больных необходимо лечить с помощью моральной поддержки, он предоставлял им свободу передвижения по территории больницы, заменил их темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией, предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения. В самочувствии многих людей, которые просидели десятилетия под замком, очень быстро появились заметные улучшения, их выпустили на волю. Позднее Пинель провел подобные реформы в парижской больнице для женщин с психическими нарушениями.
С тех пор начали внедрять качественно новые принципы в организацию психиатрической помощи. Люди с психическими расстройствами официально признавались больными, приюты получили название психиатрических больниц, появились предпосылки для организации лечения, научного обобщения и систематизации наблюдений. Эти гуманистические идеи начали распространяться и в других странах.
Так, англичанин Уильям Тюк провел похожие реформы на севере Англии. В 1796 г. он основал Йоркский убежище, где почти 30 пациентов с психическими нарушениями жили как гости в тихих деревенских домиках, их лечили сочетанием отдыха, молитвы и ручного труда.
Методы Пинеля и тюка распространились Европой и США. В США Бенджамин Раш требовал, чтобы с пациентами работали умные и отзывчивые сотрудники, которые читали бы им, беседовали с ними и выводили на прогулки.

Школьная учительница Дороти Дикс достигла того, что человечность в заботе о душевнобольных стала предметом внимания общества.
Благодаря деятельности (ездила штатами и рассказывала об ужасах, которые видела в больницах, призвала к реформам) правительство начало тратить больше денег на лечение больных с психическими нарушениями. Каждый штат нес ответственность за развитие национальной системы больниц для душевнобольных.

В 1837 г. шотландский врач А. Конноли предложил полностью ликвидировать все формы ущемления больных, унижение их человеческого достоинства. Однако они еще долго хранились в Германии и США. Этому способствовали различные господствующие философские взгляды. Так, Э. Кант считал, что психиатрия - это не медицинская наука, психически больные находятся в компетенции не врачей, а философов. Поэтому их лечением занимались философы. Они же и преподавали психиатрию. По мнению немецких психиатров-философов, психоз следует рассматривать как болезнь души, что является следствием злой воли или же греха. Философы не признавали роли соматических нарушений в возникновении психических расстройств.

В немецкой психиатрии существовала школа соматики. ее представители причиной душевных расстройств считали соматические заболевания.
Научные взгляды в немецкой психиатрии развивал В. Гризингер (1876). Он считал, что основой психических нарушений являются патологические процессы в мозге. Взгляды немецких психиатров-соматиков способствовали сближению психиатрии с общей медициной и имели позитивное влияние на развитие психиатрии как в Германии, так и за ее пределами.
После реформы Ф. Пинеля сложились хорошие условия для наблюдения и научного анализа психических нарушений у больных психиатрических больниц. Благодаря этому уже в 30-е годы XIX в. были получены важные научные результаты. В 1882 г. А. Бейль описал прогрессивный паралич сумасшедших. В этот же период И. Эскироля выделил клинические критерии иллюзий, а И. Фальре дал клинические характеристики алкогольного психоза, циркулярного психоза, психических нарушений при эпилепсии. Этими трудами французских психиатров было положено начало создания классификации психозов.

К 1850-х годов во многих больницах Европы и США немало пациентов вылечилось и были выписаны.
Однако к концу XIX в. ситуация изменилась к худшему:
- Трудности с персоналом;
- Не все пациенты могли вылечиться лишь вследствие гуманного отношения к ним;
- По мере того, как все больше пациентов исчезло в далеких от цивилизаций больницах, люди приходили к мысли, что все психически больные
- Странные и опасные соответствии снизилась благотворительность.

В начале XX в. длительная госпитализация снова стала обычным явлением.
Начало XX в. Выделяется две точки зрения на причины возникновения психических нарушений:
- Соматогенные: патологии поведения обусловлены физическими причинами. В 1883 г. немец Эмиль Крепелин доказал, что такой физический фактор, как усталость, может быть причиной психической дисфункции. Было предложено много способов лечения психически больных, но ничего не работало (удаление зубов, миндалин, хирургическое рассечение некоторых нервных волокон в головном мозге). В 1950-е годы было открыто некоторые эффективные средства;
- Психогенная: причины психической болезни следует искать в психологии. Этот взгляд оказался перспективным, когда появился хип
НОУ
- Процедура, вводит людей в транс, то есть в такое психическое состояние, когда они особенно хорошо поддаются влиянию. Еще в
1778 австрийский врач Месмер лечил гипнозом пациентов с истерическими расстройствами и телесными болезнями: параличи, у которых не было явных физических причин. Двое французских врачей - Бернхайм и Лебо показали, что под влиянием гипноза истерические припадки можно вызвать у здоровых людей. Венский врач Бретер изучал влияние гипноза на истерию (под гипнозом пациент рассказывал о событиях, которые заставили его страдать, а просыпался без симптомов истерии. Фрейд разработал теорию психоанализа, по которой многие формы психической патологии имеют психогенный характер.

В целом начало XX в. (Благодаря успехам психиатрии, достигнуто в результате клинического изучения психических расстройств, развивающихся экспериментальной психологии) ознаменовался возникновением новой отрасли психологической науки, получившая название патологическая психология. Одной из первых обобщающих трудов по патопсихологии была «Психопатология в применении к психологии» швейцарского психиатра Г. Штерринга.





Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Патопсихология | Добавил: manzark (23.06.2012)
Просмотров: 457 | Теги: Иоганн Вейер, Психопатология, Соматогенные, Психогенная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz