Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Психоанализ

Генезис невроза
Генезис невроза
Первоначально развитие невроза З.Фрейд представлял следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психическую травму и из-за их болезненности не может пережить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается и происходит "ущемление аффекта". Для объяснения этого феномена З.Фрейд использовал понятие энергии. Задержанная энергия "ущемленных аффектов" не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.
Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. Например, пациентка И.Брейера Анна О. не могла пить из стакана и глотать воду. В состоянии гипноза она вспомнила вытесненный из памяти эпизод о том, как однажды горничная позволила собаке выпить из стакана. Анна О. вытеснила чувство отвращения. После того, как пациентка вспомнила этот случай, она смогла свободно пить из стакана. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, "ущемленные аффекты" разряжаются и симптомы исчезают. Терапия, основанная на катартическом эффекте, согласуется с описанием невроза через понятие "ущемленного аффекта".
Позже в результате обобщения практики и теоретического анализа понятия бессознательного З.Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показывали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии. Усложнилось понимание причин психических нарушений.
С развитием теоретических представлений для описания генезиса невроза в психоанализе стали использоваться понятия различных подходов: динамического (взаимодействие сил, конфликтных влечений), топографического (способы функционирования сознательного и бессознательного), энергетического (распределение психической энергии) и структурного (функциональные единицы психики).
Используя понятия энергетического подхода, З.Фрейд выделил два фактора возникновения невроза: сексуальная конституция и инфантильные переживания. Сексуальная конституция мыслилась как физиологический фактор, содержание которого для З.Фрейда не было до конца ясным. Больше внимания он уделил инфантильным переживаниям. По мнению З.Фрейда, в них осталась фиксированной энергия либидо. Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации.

В качестве критерия для разделения на стадии был взят способ удовлетворения либидо и связанные с ним области.

Оральная - первая стадия, длящаяся в течение первого года жизни. Главное удовольствие, которое испытывает ребенок в этот период, связано с приемом пищи и локализуется в области рта. З.Фрейд считал, что по своей природе это удовольствие носит сексуальный характер. Сексуальная деятельность поначалу присоединяется к деятельности, обеспечивающей питание, а затем отделяется от нее и приобретает самостоятельное значение. Ребенок получает удовольствие от деятельности губ, языка, зубов: еды, сосания, жевания, облизывания губ. Часть энергии остается катектированной в этой области навсегда. Взрослый может получать удовольствие от курения, сарказма, от перемещения энергии на получение знаний, приобретение вещей. Результатом фиксации на этой стадии психосексуального развития является оральная агрессия или психологическая зависимость от других людей, связанная с ощущением беспомощности, которое переживается на этой стадии.

Анальная - вторая стадия психосексуального развития ребенок учится осуществлять контроль за мочеиспусканием и дефекацией. Зона заднего прохода так же, как и зона губ, присоединяет к своей основной функции сексуальное удовлетворение. Ребенок получает сексуальное удовольствие от опорожнения кишечника, а также от овладения мускулатурой. Снятие напряжения после дефекации З.Фрейд считает показателем того, что произошла разрядка либидозной энергии. Психическое развитие во многом зависит от способов научения навыкам туалета. Этот процесс может интерпретироваться как ограничение свободы в удовлетворении потребностей. Доминирование наказания, сочетание похвалы и отвращения к калу — эти реакции родителей могут определить психологические качества ребенка, которые описываются как анальный характер: ригидность, упрямство, мелочность, излишняя бережливость, сверхаккуратность. Фиксация на анальной стадии может выражаться в двух типах индивидуальных особенностей. Первый характеризуется подавлением импульсов и ведет к ригидности, сверхпунктуальности. Второй, выросший из протеста, попыток неподчинения контролю, выражается в повторяющихся реакциях гнева, бунтарстве, агрессивности.

Фаллическая - третья стадия, соответствующей возрасту 4-6 лет, ребенок обнаруживает наличие или отсутствие пениса. Эрогенной зоной являются гениталии. З.Фрейд считал, что на этой фазе все люди переживают один конфликт, который он описал как Эдипов комплекс. Сущность этого переживания состоит в столкновении разнонаправленных импульсов. Мальчик испытывает влечение к матери, хочет избавиться от отца и боится наказания с его стороны (комплекс кастрации). Конфликт, переживаемый девочкой (комплекс Электры) развивается по той же схеме, только меняются роли родителей. И, кроме того, девочка, замечая, что она не обладает чем-то, что есть у мальчика, тоже хочет иметь пенис. Поэтому влечение девочки к отцу основывается не только на сексуальности, но и на желании обладать пенисом. К тому же она возлагает на мать вину за отсутствие у нее пениса. Позже З.Фрейд усложнил схему, описав и противоположные влечения: стремление мальчика вступить в половой контакт с отцом и желание устранить мать, а также желание девочки, направленное на мать. Расширенная модель объяснялась бисексуальностью человека, однако это была не очень удачная попытка объяснить широкий массив противоречивых фактов.
Условием выхода из этой стадии является перемещение влечения, обеспечивающее возможность выбора другого объекта, и идентификация с родителем своего пола. В результате принимается половая роль и развивается Супер-эго. В противном случае неразрешенный Эдипов комплекс провоцирует повторение подобных конфликтов в жизни взрослого. В том смысле, что детский опыт определяет переживания взрослого человека, З.Фрейд говорит, что ребенок — отец взрослого. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений. На предыдущих стадиях удовлетворение не запрещалось полностью, на фаллической же влечение, направленное на родителя, подавляется, ребенок чувствует себя травмированным. Данная фаза привлекала наибольшее внимание З.Фрейда, поскольку он считал ее самой важной в развитии невроза.

На латентной стадии психосексуального развития (с 5-6 лет до полового созревания) сексуальность не проявляется. В этот период формируются представления о нормах, которые будут регулировать последующую жизнь.

Генитальная - четвертая и последняя стадия в которой происходит окончательное осознание половой принадлежности и осуществляется поиск путей генитального удовлетворения, в отличие от удовлетворения, основанного на аутоэротической активности (при помощи участков своего тела без участия внешнего объекта). Происходит полное созревание человека, частные влечения подчиняются либидо, удовлетворение наступает путем нормальной половой активности.

Как видно, фиксацию создают одновременно присутствующие удовольствие и запрет удовлетворения инфантильного желания. Конфликтные импульсы не находят интеграции и вытесняются. Например, на эдиповой стадии отец становится для мальчика объектом амбивалентных переживаний: любви и враждебных чувств. Фиксация возникает как соединение стремления к максимальному удовольствию, нарисованному детской фантазией, и связанного с ним страдания. Столкновение конфликтных тенденций не дает высвободиться либидо и является предпосылкой для возникновения невроза.

Невроз развивается, если в жизни взрослого появляется травмирующее событие. Причину травматизации З.Фрейд видел в том, что реальность, как ее представляет человек, не позволяет разрядить накопленную энергию. Новый конфликт оживляет детские влечения и человек регрессирует на какую-либо фазу психосексуального развития. Возникают симптомы, которые напоминают ранее получаемое человеком удовлетворение, смешанное со страданием. Детские переживания вносят свой вклад в определение специфических характеристик симптомов. Возвращение к ним происходит из-за того, что в них осталась фиксированной энергия либидо. Симптом как бы замещает в сознании переживание, которое не может проявиться.
Регрессия может быть обширной, охватывающей все подструктуры личности, а может быть частичной. Например, регрессия в инстинктивных целях не обязательно приведет к регрессии в объектных отношениях. Человек может стремиться к сексуальному удовольствию, но направлять свое либидо не на мать, а на других женщин. Функция Эго также может регрессировать в неодинаковой мере: человек проецирует на других свою слабость и зависимость, но в то же время сохраняет критичность мышления взрослого в большинстве жизненных ситуаций.
С точки зрения энергетического подхода необходимо разрядить накопленную энергию через возвращение к точкам фиксации.
Важнейшим условием возникновения невроза с позиции топографического подхода является вытеснение переживания в бессознательную сферу. Когда вытесненное переживание становится осознаваемым, когда удается отыскать смысл симптома, происходит излечение. З.Фрейд писал: "Наша терапия действует благодаря тому, что превращает бессознательное в сознательное".
С позиций динамического подхода невроз описывается как конфликт между инстинктивными влечениями и силами, противодействующими их разрядке.

Энергия — основное объяснительное понятие у З.Фрейда. Любое психологическое явление считалось понятным, если объяснялось в терминах динамики энергии, сводилось к ее перемещениям.
Инстинкты либидо и танатос — главные источники энергии.
Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно, оно бывает связано с опасностью. Поэтому происходит перемещение энергии с первоначальных объектов на другие. Инстинктивная энергия не специфична, она может переходить от одного содержания к другому, может обеспечивать разную активность. В бессознательном отсутствует логика, упорядоченность, поэтому его части связаны лишь ассоциативно. Разрядка напряжения может осуществляться в разных действиях. Так, агрессивная энергия может разряжаться и в реальном нападении, и в спорте, и в остроте, и в воображении страшной мести, и в поклонении обидчику.
Перемещение энергии от одного содержания к другому происходит в соответствии с так называемым первичным процессом. Согласование внутреннего образа с физической и социальной реальностью, позволяющее в соответствии с рациональной логикой удовлетворять потребности, опирается на вторичный процесс. Энергия инстинктов посредством вторичных процессов направляется не только на удовлетворение потребностей, но и на осуществление мыслительной деятельности, и даже на удержание от активности.
Энергия может "привязываться" к какому-либо объекту, "вкладываться" в образ человека, идею, вещь. Такой процесс называется катексисом. Катектированная энергия оказывается связанной и не может быть направлена на удовлетворение актуальных потребностей. Это фактор невротического развития. Терапевтический эффект достигается, когда энергия освобождается. При этом конфликт выступает в явном виде и разрешается.
Невроз можно также описать с позиций структурного подхода как конфликт между подструктурами личности.

Структура личности описывалась З.Фрейдом как состоящая из трех подструктур : Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Ид — первичная инстанция, из которой происходят две другие. Она является резервуаром энергии, ее единственным источником. Ид охватывает врожденные элементы, инстинктивные влечения. Она функционирует в соответствии с первичным процессом, ее содержание неупорядоченно, не подчиняется причинно-следственным связям, временным зависимостям. Это иррациональная и аморальная инстанция, которая живет по принципу удовольствия, заключающемуся в снятии напряжения при удовлетворении потребности. В Ид нет различения реальности и фантазии, ей известны лишь желания. Для Ид она сама — весь мир. Почти все ее содержание бессознательно. Ид занимает господствующее положение, поскольку ведает главным — энергией, обеспечивающей всю активность.
Но для выбора объекта удовлетворения потребности нужен вторичный процесс, необходимо соотнесение потребностей и реальности. Поэтому часть Ид превращается в Эго.
Эго осуществляет контакт с миром и живет по принципу реальности. Эго зависит от Ид, но именно Эго выбирает способ активности: удовлетворить потребности и как это сделать или отложить удовлетворение. Если Ид реагирует на потребности, то Эго — на возможности. Человек благодаря этой системе различает реальность и фантазию, себя и других, формирует образы объектов, удовлетворяющих потребности. Эго отвечает за самосохранение, избегание угрозы, сбережение опыта в памяти. Эта подструктура обеспечивает мыслительную обработку материала, планирование и проверку в действии.

Супер-Эго вносит свой вклад в регуляцию человека через контроль и наказание. Эта под структура представляет традиционные нормы общества, как их понимали родители. Супер-Эго формируется в результате идентификации с родителями на эдиповой стадии. В этой системе представлены ранние детские конфликты, возникающие в результате столкновения поощрения и наказания ребенка родителями. Если усвоенные, интроецированные нормы и ценности являются жесткими и нереальными, человек будет испытывать чувство вины, недовольства собой. Это может вести к саморазрушительным тенденциям личности.
Супер-Эго подавляет побуждения Ид, направляет на моральные цели. Большая часть Супер-Эго, как и Ид, является бессознательной. Супер-Эго обусловливает стремление к совершенству, формирует идеалы, моральные суждения и оценки.

Название подструктуры - Происхождение - Способ образования - Функции
Ид - Генетически обусловленная - Врожденная - Удовлетворение потребностей

Эго - Из индивидуального опыта - Отделение от Ид - Удовлетворение потребностей, контроль над инстинктами, сохранение организма, сбережение опыта, мышление, согласование требований всех подструктур

Супер-Эго - Супер-Эго родителей - Идентификация с родителями, интроецирование социальных норм. Совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Контроль поведения со стороны общества

Как видно, требования разных подструктур противоречивы, согласовать их трудно. Эту функцию берет на себя Эго, используя разные "дипломатические линии", чтобы не привести к открытой конфронтации. Пути достижения мирного сосуществования определяются личностными особенностями. З.Фрейд описал несколько специфических механизмов, которые Эго вырабатывает для примирения конфликтных импульсов (вытеснение, регрессия, сублимация).
Наиболее эффективным, по мнению З.Фрейда, способом функционирования человека в условиях подавления влечений является сублимация. Энергия вытесненного желания может найти выход в социально одобряемой деятельности, не вступая в противоречие с Супер-Эго. Например, агрессивные импульсы найдут выражение в спорте, сексуальные — в литературе, искусстве, других видах активности.
Дочь З.Фрейда — Анна Фрейд — детально описала специфические механизмы, которые позволяют сохранить целостность личности в условиях внешней либо внутренней угрозы. В ситуациях опасности человек может переживать тревогу, не понимая ее причины и не осознавая источника.

Выделяют три вида тревожности: вызванная реальностью, имеющая источником давления Ид и Супер-Эго. Снизить тревожность можно либо обратившись к ситуации, изменив ее, либо исказив восприятие. Этот второй путь связан с формированием механизмов психологической защиты. Они являются специфическими способами взаимодействия с реальностью, которые позволяющими ее либо игнорировать, либо избегать, либо искажать.
Вытеснение — один из наиболее простых механизмов, направленных на удаление из сознания неприемлемого содержания. Вытеснение производит либо Эго, либо Супер-Эго. Например, человек может полностью подавить свои агрессивные импульсы и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона, по которому должен позвонить.
Регрессия — возвращение человека на более ранние стадии психосексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных духов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например, употреблением алкоголя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия может проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессивных действиях против авторитетов и т.д.
Отрицание проявляется в отказе понимать реальную причину поведения и ее проявления. Например, человек говорит гневным голосом, мимика лица выражает злость, но он не замечает, что злится. Алкоголики достаточно часто отрицают свою зависимость от алкоголя.
Реактивное образование — способ действовать в противоположность тому, что человек хочет делать. Зависимый человек демонстрирует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопреки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (такой человек не следует ни одному совету). Другие способы поведения не только не осуществляются, но и не рассматриваются.
Механизмом проекции человек пользуется, когда приписывает другим свои, как правило, предосудительные желания, мысли, мотивы. "Нельзя доверять партнеру",— говорит бизнесмен, который сам ведет нечестную игру. "Все мужчины хотят одного и это мужская психология",— можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.
Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно наблюдать в транспорте, когда на случайного попутчика выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.
Формирование реакции — это преувеличение одного из конфликтных чувств за счет подавления другого. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает у нее иногда ребенок, недовольство его поведением и проявлять повышенную заботу о его воспитании, образовании, здоровье. От естественной заботы матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чувства — большей интенсивностью.
При действии описанных защитных механизмов конфликтное содержание совсем не попадает в сознание. Формируются и более сложные "маневры" Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.
Изоляция — удаление инстинктивных импульсов из сознания при сохранении в сознании событийного ряда ситуации и ее понимания. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травматизации, например смерти близкого, человек понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоционально. Происходит как бы "одеревенение", снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.
Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о наличии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, принимается человеком, но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессивные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.
Рационализация позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, но все же реально действующие желания, чувства, мотивы. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Супер-Эго справляется с Ид. "Как поэтичны оправдания измен, соблазнов и грехов" (А.Дольский).

В вопросе о механизмах психологической защиты много неясных аспектов, по поводу которых высказываются разноречивые суждения. Защиты определяются через разные основания: как формы реагирования, способы переработки информации, механизмы поддержания целостности сознания, способы канализации энергии либидо и т.д. Нет единства ни в их классификации, ни в определении их количества. В разных теориях по-разному оцениваются факторы их возникновения и последствия. В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают* реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.
Защиты Эго мешают разрядить энергию влечения и предотвращают осознание. Эго ослабевает и оказывается подавленным. В этой борьбе далеко не второстепенную роль играет Супер-Эго, действуя либо на чьей-то одной стороне, либо активно вмешиваясь в действия обеих сторон. Супер-Эго запре? щает Эго любую попытку, даже символическую, разрядить инстинктивную энергию, вселяя чувство вины. Эго тратит энергию не на удовлетворение потребности, а на ее подавление, стремясь не допустить запретные импульсы в сознание и не проявить их в действии.
В процессе психотерапии защиты снимаются при одновременном укреплении Эго для того, чтобы оно могло управлять поведением, не искажая реальности, и высвобожденные импульсы не разрушили функционирование личности.
Сильное Эго возможно при достижении его независимости от Ид и Супер-Эго. Поэтому психоанализ был направлен на расширение поля восприятия и реорганизацию Эго с тем, чтобы оно могло освоить новые сферы Ид.
Приведем пример развития невроза у клиента К. Он говорил том, что не может формировать близких отношений с женщинами. Он говорил о быстрых разочарованиях после короткого периода восторга и влюбленности. Женщины, в которых он был влюблен, позже казались неискренними и неспособными полюбить. В жалобе нетрудно обнаружить действие механизма проекции. При его помощи Эго защищалось от повторения ситуаций раннего детства и более поздних травм. В ходе психотерапии обнаружилась сильная оральная фиксация клиента. Детский травматизм выражался в том, что мать бросала его одного в доме. Позже она нередко выражала свою любовь с укором, обвиняя за что-либо: "Ты такой плохой мальчик, а я тебя люблю". Клиент стремился сохранить прочную связь с матерью, используя при этом реактивное образование. Он считал мать средоточием всех добродетелей и блокировал агрессивные импульсы, направленные на нее. Эта агрессия выражалась вербально, но направлялась на других женщин (замещение). Травматические переживания юности — несчастная первая любовь — были важным фактором возникновения невроза, но его аранжировка, специфические характеристики симптомов определялись амбивалентными чувствами в отношении матери, которые клиент испытывал в детстве.
В ходе психоанализа клиент вновь сталкивается с детским опытом, переживает его без страха и вины, переосмысливает и находит адекватный способ удовлетворения базисных жизненных потребностей. Избавление от невроза — это преодоление конфликта Ид и Эго, расширение сферы Эго, достижение его независимости от Супер-Эго. "Там, где было Ид, должно стать Эго",— писал З.Фрейд.

Категория: Психоанализ | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 1279 | Теги: Вытеснение, либидо, Фаллическая, танатос, Оральная, ид, Генитальная, анальная, З.Фрейд, Супер-Эго | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz