История возникновения и развития психогигиены - Психогигиена - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Психогигиена

История возникновения и развития психогигиены
История развития психогигиены
Глобальная научно-техническая революция начала XXI века привело к значительным изменениям условий жизни, учебы, труда и быта современного человека. Все что могло бы расширить возможности человека по разработке природных ресурсов, новых регионов, создание сложных и высокопроизводительных систем производства, управления и контроля, значительно облегчающие труд и быт. Вместе возникла потребность в создании новых направлений в науке и технике, подготовке специалистов более высокой квалификации, в изучении соответствия профессиональных требований физиологическим и психическим возможностям человека с целью предупреждения усталости и болезненных состояний вследствие перенапряжения нервно-психических функций.

Современные условия жизнедеятельности человека характеризуются неблагоприятным воздействием различных факторов окружающей среды: биологических, психологических, социальных, приводящие к росту численности психосоматических болезней и нервно-психических нарушений.
Проблема психического здоровья всегда привлекала внимание многих исследователей.

Первые представления о психике человека связаны с анизма (лат. anima - дух, душа) и философскими исследованиями этой проблемы.
Древнегреческий философ Платон считал, что душа человека существует предварительно. Она есть образ и виток мировой души. Душевные проявления ресниц разделяет на ум, мужество (совр. понятие - воля) и жажду (стремление). их гармоничное сочетание придает целостности духовной жизни человека.
По Аристотелю, душа бестелесная, она является формой живого тела, причиной и целью всех его жизненных функций.
Знаменитый Гиппократ изучал различные психические проявления у людей, их реакции на раздражители. Им впервые разработано учение о типах темперамента.
Значительный вклад в сохранение душевного здоровья людей сделал Соран Эфесский - выдающийся врач Древней Греции, который первым заметил наличие связи между психическим и соматическим у человека.

В середине XI века арабский врач Авщенна в "Каноне врачебной науки" указывает, что основным в сохранении здоровья является уравновешивания необходимых общих факторов Он выделяет 6 составляющих компонентов пунктов, необходимых для сохранения здоровья (свет и воздух, питание и питье ; движение и покой; сон и бодрствование; обмен веществ и эмоции). Авиценна обращает внимание на то, что необходимо уметь управлять своими эмоциями Такие эмоции, как гнев, радость, печаль и страх тревожат "душу" в течение всей жизни. Через душевное равновесие достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела. Врач описывает множество наблюдений над отношением матери к своему ребенку и высказывает мнение о ее влиянии на формирование характера и здоровья. Несмотря на это, один из разделов "Канона медицинской науки" Авиценна называет "О воспитании", где рассматривает педагогическое влияние как один из факторов сохранения здоровья. Психолого-педагогические аспекты решения проблемы здорового психического развития ребенка, по его мнению, зависят также от выделенных им двух периодов ее воспитание от момента рождения до 5 лет, когда воспитание осуществляет мать-кормилица, и от 6 до 14 лет, когда воспитание осуществляется одновременно с обучением.

Выдающимся врачом средневековья был Парацельс. В работах Парацельса окончательно сформировались демонические представления о причинах возникновения заболеваний. Он считал, что злые духи и призраки имеют психогенный влияние на человека.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологических знаний. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека с общефилософских позиций, хотя и без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт выражает мнение, что между телом и душой существует разница: "тело по своей природе всегда делимое, в то же время дух - неделимый". Но душа способна двигать телом. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательной ответа организма на внешние раздражители.
Четко очерченные психогигиенические аспекты имеет разработаная чешским ученым Яном Амосом Коменским проблема детского обучения,
изложенной в книге "Великая дидактика". Психогигиенические аспекты обучения предусматривают рациональное распределение дневной нагрузки и отдыха учащихся, умеренность в питании, физической активности.
Необходимо отметить, что эпоха Возрождения отличалась целостным и многообразным подходом к определению содержания школьного обучения и воспитания.
По мнению французского писателя, философа и педагога Жан Жака Руссо, общество и неправильное воспитание способствуют формированию негативных черт характера ребенка. Уделяя большое внимание воспитанию, он считал, что оно "должно начинаться со дня рождения ребенка. Но пора наиболее выгодна для воспитания детских характеров, чем та, когда совсем не приходится их преодолевать ". Правильное воспитание предполагает учет природных и возрастных особенностей ребенка с целью гармоничного психического развития ребенка и сохранения психического здоровья.
Взгляды Руссо оказали значительное влияние на многих педагогов и психологов следующих поколений.
Становлению психолого-педагогических основ сохранения психического здоровья способствовала деятельность ученых Киево-Могилянской академии (С. Кулябки, Г. Конисского, Ф. Прокоповича) по разработке теории познания, эмоций.

Проблема душевного здоровья освещена также украинским философом, поэтом и педагогом Г. С. Сковороде. Педагогическое наследие Г. С. Сковороды принадлежит к выдающимся достижениям мировой прогрессивной культуры XVIII в. В своих произведениях Г. Сковорода обращает внимание на роль учителя и врача в вопросах познания и самосовершенствования человека. Состояние человека определяется "здоровьем Духа, душевным миром и весельем сердца" При их отсутствии у человека наблюдается расстройства здоровья По мнению Г. С. Сковороды, "главное в воспитании: благо родить; сохранить питомцу молодое здоровья; научить благодарности ". Великий мыслитель заботится о будущем здоровое как телом, так и духом потомство, и поэтому рекомендует воспитание начинать с рождения. При этом он дает такие рекомендации отца: быть здоровыми, перед рождением детей нельзя быть чем-либо возбужденным, нервным или пьяным; женщина должна предотвращать споров, нервных потрясений.

Внутри и особенно в течение второй половины XIX века стремительно растет интерес к познанию самих себя и собственных обществ.
Появляются популярные в то время научные труды Б. Е. Фейхтерслебена (книга "К вопросу о диететике души", 1848 год) и Ф. Шольца (книга "К вопросу о диететике духа" 1887 год).

Важный вклад в развитие знаний об особенностях детской психики в начале XX века сделала итальянский врач-педагог Мария Монтессори. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, к работе, как и много других положительных черт личности, Монтессори считала естественными человеческими качествами. Для Марии Монтессори ведущим направлением педагогики становится изучение внутренних потребностей, тенденций развития и создания благоприятных условий для гармоничного психического состояния. Педагогические приемы и принципы обучения и воспитания Марии Монтессори позволяют учитывать индивидуальные особенности как здорового, так и больного ребенка, их можно применять к детям с отклонениями в состоянии здоровья, а также - при наличии нарушений в развитии.

Первые фундаментальные психогигиенические исследование провел педагог, психолог и врач И. А. Сикорский, который сформулировал основные показатели психического здоровья и обратил внимание на факторы морали для сохранения психического здоровья. Он одним из первых определил нервно-психическую гигиену как отрасль познания и практической деятельности.

Проблемой сохранения психического здоровья учащихся в педагогическом процессе занимался известный ученый А. С. Вирениус. Вопрос умственной и нравственной гигиены он считает основными вопросами в педагогике. Проблема педагогической гигиены рассмотрена им в книге "Гигиена учителя", в которой он дает рекомендации педагогическим работникам по сохранению их психического здоровья и раскрывает психологический механизм учительского труда.
В начале XX века профессор Харьковского университета И. Скворцов определил задачи нервно-психической гигиены в процессе обучения и воспитания детей и подростков.
Проблемой психического здоровья личности занимался академик В. М. Бехтерев. По мнению ученого, причиной отклонения в состоянии психического здоровья являются нарушения основных правил гигиены, неправильное воспитание, что создает трудности для формирования адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психогигиена | Добавил: manzark (25.07.2012)
Просмотров: 658 | Теги: анизма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz