Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Психогигиена

Критические периоды в развитии ребенка

Критические периоды в психофизиологическом развитии ребенка

Психическое развитие ребенка на ранних этапах постнатального онтогенеза и расширения диапазона его функциональных возможностей происходят относительно быстро.

Если в первые дни и недели все биологические проявления: ритм сна и бодрствования, психофизиологические реакции, потребности и эмоции подчинены задаче жизнеобеспечения организма, но не отражают специфических видовых особенностей, то, начиная с момента возникновения у детей реакции зрительного и слухового сосредоточения, появляются функции, служащие потребностям человека в социальном контакте (3-5 неделя жизни). В реакции зрительного сосредоточения проявляются уже эмоционально-волевые качества ребенка.

Следующим этапом является формирование комплекса "психомоторного оживления" на эмоционально-положительном фоне при узнавании матери, родственников и знакомых предметов.

В период развития комплекса психомоторного возбуждения, которое возникает на 3-м месяце жизни, социальный контакт доминирует над предметным. Познание предметного мира, созданного людьми, обеспечивается системой социальных контактов, которая лежит в основе первичной системы общественных отношений. Чем лучше развита эта система у ребенка, тем лучше он будет познавать мир. Через 4-5 месяцев состояние социальных контактов меняется подготовкой к развитию предметной деятельности.

На этом этапе социальные контакты способствуют развитию у ребенка предметно-манипуляционной деятельности. Этап предметных контактов остается доминирующим в 3-х лет, хотя его развитие, как и функционирование системы социальных контактов, продолжается всю жизнь человека с его возрастными особенностями и закономерностями соотношений на различных этапах онтогенеза.

Возраст 3 года - один из важных и критических этапов развития ребенка. Самостоятельная предметная деятельность, социальные контакты, система языка, которые усложняются, обеспечивающих формирование в этот период таких психологических категорий, как творческая активность, мышление и самосознание: ребенок пытается выделить и утвердить свое "Я", противопоставляя себя сверстникам. Ребенок осознает себя как субъект Объект действия. Это фактически знаменует рождение личности.

С возникновением "Я - системы", т.е. самосознания, начинает проявляться и самооценка, желание получить похвалу взрослых. Вместе с тем желание ребенка к самостоятельности не всегда совпадает с требованиями взрослых, сопровождающийся возникновением внутреннего конфликта между "хочу" и "надо". Такой конфликт вызывает негативные эмоциональные переживания и определяет противоречие его поведения, проявляющихся упорством, привередливостью и негативизмом ребенка. Таким образом, негативизм может проявиться уже в раннем детстве и в дальнейшем негативно влиять на моральное развитие ребенка.

Итак, за первые три года ребенок проходит путь от беспомощного существа с определенными безусловными рефлексами к настоящей, хотя и не совершенной личности, которая имеет свои желания, потребности, отношение с окружающими, характеризуется наличием самосознания и способности к самооценке, а также своей системы социальных коммуникаций . Знание этих особенностей взрослыми, а также их учета являются основой для формирования гармонично развитой личности.

На смену кризиса 3 лет приходит кризис 6-7 лет, а затем - 12-15 лет.

Ряд авторов определяют как критический период на рубеже 1-го и 2-го годов жизни. Если рассматривать все возрастные кризисы как изменения в поведении ребенка, то, по данным П. И. Божович (1978), все они характеризуются наличием общих черт: дети делаются непослушными, раздражительными; возникают конфликты между ними и взрослыми (родителями и педагогами).

В возрасте 6-7лет ребенок осознает себя субъектом человеческих взаимоотношений, то есть появляется осознание своего социального "Я". Новый уровень самосознания, возникающий на этапе поступления в школу характеризуется формированием "внутренней позиции", что дает возможность оценить свое отношение к окружающих, к себе как часть окружающего мира и общества. Осознание своего "Я" порождает новые потребности, в результате которых игра, заполняла жизнь ребенка в дошкольный период, уже не удовлетворяет ее. В возрасте 6-7 лет важнейшей социальной потребностью становится обучения.

Поступление ребенка в школу изменяет ее общественное положение, вид ее деятельности. Систематическое обучение, жизнь в школьном коллективе, воспитательная работа в школе укрепляют сознательное отношение к самому себе, окружающим, своим обязанностям. Характерно появление инициативного общения. В младшем школьном возрасте главную роль играет развитие мышления, переход которого на более высокую ступень обеспечивает перестройку всех психических процессов: они становятся осознанными, произвольными.

На основе общения с детьми, взрослыми формируются коллективные взаимоотношения, обеспечивающей развитие устойчивой и адекватной самооценки. Ориентация на других, познания себя в соотношении к обществу - это социальные приобретения, обеспечивающих переход ребенка в подростковый возраст.

Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность - половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.

На новый уровень поднимается интеллектуальное развитие, появляются новые интересы, расширяется кругозор. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.

У некоторых подростков конфликт между желаемым и их реальными возможностями обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.

Депривация стараний и потребностей подростка, связанная с необходимостью определить свое предназначение в жизни, способна породить кризис, который может находиться в пределах возрастной нормы, а в некоторых случаях породить патологические формы поведения.

До типичных поведенческих реакций подростков на любую социальную ситуацию относятся следующие: оппозиция, компенсация, гипер-компенсация, эмансипация, группировка, а также реакции, связанные с формированием полового влечения.

Реакции оппозиции - это активный процесс. Причина - завышенные требования к подростку, большие нагрузки, отсутствие внимания со стороны родителей и педагогов. Возникая в детстве, оппозиция сохраняется и в подростковом возрасте.

Реакция имитации проявляется в стремлении отразить определенный образ, модель которого диктуется группой сверстников. Реакция может быть причиной нарушений поведения, если пример для подражаний-асоциальных.

Реакция гиперкомпенсации проявляется в стремлении подростка добиться успеха в какой области, где он слабый. Зачастую неудача при этом заканчивается нервным "стрессом".

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки и контроля старших. Потребность эмансипации связана с борьбой за самоутверждение себя как личности. В основном - это попытка сделать все по-своему, а иногда - это побег из дома.
Реакция группировки - филогенетически стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим социально-психологическим законам. Опасность возникает при формировании групп "автономной морали", которая не совпадает с требованиями родителей, школы, законов.
Известно, что именно группа является регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. В таких группировках реализуются реакции, обусловленные сексуальным влечением (онанизм, ранние половые связи, подростковый гомосексуализм). А. Е. Личко (1997) считает, что такие типичные для группировки реакции могут переходить в патологические формы.

Это наблюдается, если:
1) они распространяются за пределы микрогруппы, где возникли,
2) если к ним присоединяются невротические нарушения,
3) если появляется способность возникать в различных ситуациях;
4) если нарушается социальная адаптация.

Когда реакции становятся патологическими, то обуславливают различные формы поведения (уход из дома, пьянство, наркомания, суицидальные попытки, другие аномалии, относящихся к категории личных нарушений).

Исследования, проведенные гигиенистами среди детей и подростков, обнаружили, что именно в критические периоды онтогенеза наблюдается увеличение числа случаев нервно-психических отклонений невротического и пато-характерологичных типов.

Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психогигиена | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 1814 | Теги: компенсация, а также реакции, оппозиция, эмансипация, Группировка, гипер-компенсация, связанные с формированием полового | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz