Психическое здоровье, оценка и его критерии - Психогигиена - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Психогигиена

Психическое здоровье, оценка и его критерии

Комплексная оценка психического здоровья и его критерии.

Состояние психического здоровья - объект многочисленных наблюдений ученых. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что нарушения психического здоровья среди детей с каждым годом - чаще. В связи с этим на сегодня наиболее перспективным является комплексный подход к оценке психического здоровья.
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражаются общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

По мнению директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ - психическому здоровью можно дать следующее определение: во-первых - это отсутствие явных психических нарушений, во-вторых - определенный резерв сил человека, благодаря которым она может преодолеть неожиданные стрессы, в-третьих состояние равновесия между человеком и окружающей средой, гармонии между ним и обществом.

По определению ученых "Психическое здоровье - это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических и соматопсихических отношений в организме ". Особого внимания среди этих признаков психического здоровья заслуги ус критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев).
Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, т.е. уравновешенного, мы наблюдаем проявления:
- Относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;
- Высокую индивидуальную приспособляемость организма к привычным колебаний внешней среды;
- Способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункциональное сохранения органов и систем. Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость предохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека.

Состаляющие психологической устойчивости:
- Способность к личностному росту с адекватным решением внутренне личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых)
- Относительную (не абсолютно) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения;
- Развитое волевое регулирование.


Устойчивость к преодолению трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения - это неотъемлемые составляющие психического здоровья.
Аномалии в психике личности наиболее четко выражаются в проявлениях дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации. Этот критерий органически связан с двумя другими: органичностью организации психики и ее адаптивными возможностями.
Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренные учебной программой, соблюдение норм поведения при взаимоотношениях с педагогами и сверстниками.

С медицинской точки зрения до психического здоровья относятся следующие признаки:
- Отсутствие психических болезней;
- Нормальное психическое развитие;
- Благоприятныое функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы.

В общеобразовательных школах клинически выраженные формы психических отклонений, как правило, не встречаются. Категория детей с психическими отклонениями посещает специализированные учебные заведения для умственно отсталых детей. В общеобразовательных школах как правило встречаются так называемые донозологические состояния, неврозы и невротические реакции.
Под нормальным развитием понимают психическое развитие, соответствующее возрасту и является гармоничным. Гармоничность развития заключается в примерно одинаковом уровне всех показателей интеллекта. Для каждого возрастного периода характерны те или иные показатели, способствующие развитию. По мнению психологов, "гармоничное развитие предполагает прежде определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой субъект, и имеющимися у него внутренними ресурсами для их достижения".
Под функциональным состоянием в физиологии понимают интегральный комплекс характеристик тех функций, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение определенного вида деятельности. Одним из основных показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, интегрирующей основные свойства психики — восприятие, внимание, память и т.д..
Показателем благоприятного функционального состояния нервной системы с высокая умственная работоспособность.
Умственная работоспособность школьников - это возможность овладеть различными учебными дисциплинами. В связи с этим уровень умственной работоспособности является одним из основных показателей психического здоровья детей и подростков. Обеспечение высокого уровня психического здоровья является одной из главных задач психогигиены.
Совокупность критериев основных проявлений здоровой психики, которые часто используют в научной литературе можно распределить в соответствии с видами проявления психического здоровья следующим образом: психические состояния, психические процессы, свойства личности, степень интегрированности, самореализация, социальное благополучие и т.д..

К критериям благоприятного состояния психики относится положительное эмоциональное состояние, наличие настроение, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание) зрелость чувств, соответственно возрасту, управление негативными эмоциями (страхом, гневом, трауром, завистью и др..) Свободный естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия.

Психические процессы включают: максимальное приближение субъективных образов к объектам действительности, отражающих адекватность психического отражения; адекватное восприятие самого себя, способность к логической обработке информации критичность мышления, креативность (способность к творчеству, умение использовать интеллект), знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).

Особое значение придается степени интегрированности, его гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (добра, справедливости, любви, красоты и др.)., Ориентация на саморазвитие, обогащения своей личности.

Критерием психического здоровья и самореализации является здоровая личность, которая характеризуется выраженной целенаправленностью (получением смысла жизни), энергичностью, активностью, самоконтролем, волей, адекватной самооценкой.
Психическое здоровье тесно связано с социальным благополучием личности, что отражается в таких характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к окружающему и социальное благополучие;
направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими и т.п..

Медицинские критерии выделяют пять групп психического здоровья.
1 группа - психически здоровы и оптимально адаптированные дети. им свойственны следующие черты: активность, коллективизм, уверенность в себе, высокая коммуникабельность, решительность, уравновешенность. Эти дети упорны в достижении цели.
2 группа - дети с функциональными нарушениями, преимущественно астено-невротическими реакциями. От своих здоровых сверстников они отличаются низкими показателями коммуникативности, стрессоустойчивости с ростом факторов ответственности.
3 группа - дети с донозологическими отклонениями, преимущественно с наличием астено-невротического синдрома. Дети этой группы характеризуются следующими чертами: уменьшением активности, ростом эмоциональной возбудимости, повышением тревожности, ограничением коммуникативности.
4 группа - дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, Патохарактерологическое развитие личности). Для этих детей характерна высокая подверженность стрессу, нарастание эмоциональной возбудимости, апатия с высоким уровнем тревожности.
5 группа - дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии декомпенсации, требующие госпитализации. Для них характерны эмоциональные и поведенческие нарушения, возможно развитие депрессий на фоне вегетативных нарушений (тахикардия, нестабильность артериального давления, повышение потливости и т.д.).

Следует отметить, что изменения в состоянии психического здоровья детей и подростков находят свое отражение не только в соответствующих сдвигах показателей основных свойств нервных процессов, но и в динамике личных свойств и интеллектуальной деятельности.
Связь между нервно-психическими заболеваниями, особенностями личности, факторами среды является несомненным. С одной стороны, клиницисты утверждают, что такие заболевания резко меняют личность больного ребенка, с другой - общеизвестна наличие безусловного воздействия неблагоприятного социальной среды на формирование дисгармоничной, часто асоциальной личности.
Относительно учеников общеобразовательной школы, то педагога должны интересовать не явные клинические заболевания, а легкие, в основном функциональные отклонения, влияющие на формирование личности и учебную деятельность школьника, но подлежат коррекции через психолого-педагогические мероприятия. Выявление связи между состоянием психического здоровья, особенностями личности ребенка и условиями, в которых проходит его развитие, является насущной потребностью сегодняшнего, важным научным задачам, объединяющим интересы психогигиены, психологии, педагогики.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психогигиена | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 2285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz