Взаимосвязь психогигиены с другими науками - Психогигиена - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Психогигиена

Взаимосвязь психогигиены с другими науками
Взаимосвязь психогигиены с другими науками
Психогигиена как наука имеет тесную связь с медико-биологическими и психолого-педагогическими науками.
Для разработки психогигиенических рекомендаций используются знания по физиологии ВНД, психологии, педагогики, гигиены детей и подростков и др.
Психология как наука изучает закономерности психического развития человека на разных этапах ее индивидуальной жизни или онтогенеза.
Онтогенез человека - целостный процесс, выражающийся в разных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). В онтогенезе психическое развитие неразрывно связано с созреванием организма, с развитием нервной системы, ее функций. Нормальное функционирование нервной системы - необходимое условие полноценного психического развития индивида.
Зная особенности развития нервной системы в различные возрастные периоды, а также типологическое характеристику высшей нервной деятельности, можно более рационально организовывать и проводить гигиенические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.
Психическое развитие индивида в детстве происходит в условиях обучения и воспитания. Но, чтобы успешно учить и воспитывать детей, нужно уметь выявлять, знать их возрастные и индивидуальные особенности, умственные, эмоциональные, волевые качества и недостатки, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Необходимо, чтобы педагог был чутким психологом, который умел бы увидеть, "подсмотреть", что делается в душе ребенка.
Психогигиена тесно связана с психологией здоровья. Понятие "психология здоровья" значительно шире, чем психогигиена Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических В круг ее интересов входят следующие проблемы: создание условий для индивидуального развития личности, обеспечение психологической адаптации личности в обществе, что предполагает развитие личностных качеств; самореализация и всестороннее совершенствование человека, повышение качества жизни, в том числе предоставление психологической помощи при завершении жизненного пути.

Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должны одежды основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации режима дня, труда и отдыха Эти вопросы рассматривает гигиена детей и подростков, что приводит тесную связь с психогигиены.
Воспитание - это активное и целенаправленное и систематическое воздействие взрослых на психическое и физическое развитие детей. Целью воспитания является формирование мировоззрения, развитие характера и воли, привычек и вкусов, всестороннее гармоничное развитие, укрепление здоровья и подготовка к труду. Только в том случае, когда педагоги и воспитатели имеют знания по основам психогигиены, они могут в процессе воспитания учитывать, развивать и совершенствовать умственные и интеллектуальные способности детей, не нанося при этом вреда их психическому здоровью.
Вопросы психогигиены воспитания, школьного обучения и умственного труда учащихся освещены в научных трудах педагогов, врачей, психологов. В частности В. В. Ковалевым разработан возрастной подход к психогигиены, который исследователь определил как "психогигиены детского возраста" и отметил, что "психогигиена детского возраста тесно смыкается с педагогикой, находясь на границе между ней и медициной". Основываясь на этом положении можно утверждать, что психогигиена детского возраста - один из специальных разделов педагогики, благодаря которому осуществляется объединение целостного познания человека, в том числе ребенка, аспектов ее здорового развития, становления и совершенствования.
Взаимосвязь школьного обучения с состоянием психического здоровья, а также индивидуальный подход к детям с отклонениями в поведении были освещены В. М. Астапов, Г. М. Жаворонков, М. И. Буянов, В. Ю. Каганом, В. К. Кузьминой и др.
Много внимания уделяли построении учебно-воспитательного процесса согласно возрастным психофизиологическими особенностями детей выдающиеся русские и советские педагога К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, А. Я. Савченко и др.
К. Д. Ушинский в классическом труде "Человек как предмет воспитания" подчеркивал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношения, то она должна сначала узнать ее также во всех отношениях". Обращаясь к педагогам и воспитателям, он нацеливал их на изучение законов тех психических явлений, которыми можно управлять и применять в зависимости от обстоятельств, которые сложатся.
Большое внимание обеспечению психического здоровья учащихся начальной школы уделял великий педагог В. А. Сухомлинский. При этом он подчеркивал эмоционально-волевой готовности к обучению, в частности умении управлять своим поведением, направлять ее на решение учебных задач. Обучение для ребенка является источником положительных эмоций, что позволяет найти свое место среди сверстников, поддерживать уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции связаны с самой учебной деятельностью, ее процессом и полученным результатам. "Ребенок, - писал В. А. Сухомлинский, - лучше воспринимает, осмысливает и запоминает знания тогда, когда она их переживает. Без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, удивления, удовольствия, радости, уверенности и других положительных переживаний невозможно успешное обучение ".
В отдельных вопросах, в частности формировании, сохранении и укреплении психического здоровья индивида, психогигиена связана с интегративной наукой - валеологией, предметом которой является индивидуальное здоровье здорового человека.

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психогигиена | Добавил: manzark (25.07.2012)
Просмотров: 514 | Теги: В. К. Кузьминой, К. Д. Ушинский, В. Ю. Каганом, В. А. Сухомлинский, М. И. Буянов, Г. М. Жаворонков, А. С. Макаренко, В. М. Астапов, А. Я. Савченко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz