Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Психология деятельности и учебный менеджмент

Функции управления обучением - Планирование; Мотивация; Организация; Контроль.
Функции управления обучением
Как менеджер обучения педагог использует и реализует многочисленные функции управления. Традиционно к основным функциям управления относят планирование, мотивацию, организацию и контроль (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори). В современных исследованиях в области управления педагогическими системами количество функций управления является вариативной: некоторые исследователи отдельно выделяют такие функции, как целеполагание, диагностика, принятия решений, информационная, коммуникативная, аналитическая. Стоит рассматривать функции управления по классической схеме, поскольку они являются фундаментом процесса управления обучением и в определенной степени выступают его интеграционными составляющими.

Планирование - функция управления обучением, которая заключается в ориентировочном описании будущего процесса достижения учебных целей. Следовательно, планирование начинается с формулировки учебных целей. Правильно поставленная цель обучения является описанием действий учащихся, которые они смогут выполнить после изучения определенного учебного материала. Планирование предполагает прогнозирование течения и результатов деятельности. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее оценить возможную результативность деятельности при существующих, конкретных условий. Механизм предсказания представляет собой процесс познания будущего, процесс формирования плана будущих действий, оценки их результатов и последствий на основе соотнесения текущих процессуальных и результативных характеристик с прошлым опытом и целями управления. Итогом предвидения является построение прогноза как модели будущего результата в известных или ожидаемых условиях. Процесс прогнозирования в сфере обучения и воспитания еще изучен недостаточно. Вместе с тем известно, что недооценка прогностических аспектов в теории и практике обучения и воспитания мешает успешному решению значительного круга теоретических и прикладных вопросов, связанных с повышением качества педагогического процесса. После прогнозирования происходит проектирование работы, которая заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих при заданных условиях и в установленные сроки достичь цели, в определении конкретных этапов достижения цели, в формировании для каждого из них отдельных задач, в определении видов и форм оценки полученных результатов. Итоговым документом процесса планирования является план, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Мотивация - функция управления обучением, которая заключается в обеспечении достаточной активности обучающихся. Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика (студента) должно возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает преподаватель, а также желание активно действовать по их приобретения. За высокого уровня мотивации у ученика (студента) формируется цель и его обучение становится активным, независимым от преподавателя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Функция мотивации реализуется через совокупность всех процессов, методов, средств возбуждения обучающихся, к учебной деятельности. Под мотивацией обучения также понимают уровень готовности субъекта настойчиво добиваться учебных целей, которые воспринимаются как обязательные. По выражению И. П. Подласый, руль мотивации держат одновременно педагоги и ученики. Но опыт показывает, что не всегда преподаватели уделяют достаточное внимание этому важному аспекту эффективного обучения, часто обусловлено невладением методами и приемами мотивации и стимулирования учащихся.

Организация - функция управления обучением, которая заключается в обеспечении системности и упорядоченности процесса обучения. Это процесс создания системы всех элементов организационно-психологической структуры учебной деятельности. Организационная функция связана с сотрудничеством между преподавателями и студентами по достижению определенных целей. «Нужно учить так, чтобы студент становился соучастником учебного процесса, чтобы он сочувствовал подобно тому, как это происходит с человеком при чтении интересных книг, просмотре захватывающего спектакля или фильма. Это возможно лишь при педагогики сотрудничества. Сотрудничество является нормальным решением организационных задач в современных условиях.

Контроль - функция управления обучением, которая заключается в проверке и оценке степени достижения поставленных учебных целей. Контроль необходим для установления обратной связи в течении учебной деятельности и по ее результатам. Обратная связь является основой качественного управления обучением. Только опираясь на него, можно достичь рационального соотношения педагогического управления и самоуправления со стороны учащихся (студентов). Оперативная обратная связь способствует применению современных мер, предоставляющих педагогическом взаимодействии необходимой гибкости. Контроль позволяет определить не только достижения учащихся, но и выявить причины неудач и ошибок. Результаты контроля могут быть положены как в будущих действиях обучаемых, в плане совершенствования изучения материала дисциплины, так и преподавателя с целью улучшения процесса преподавания и контроля знаний.
В общем для качественного управления процессом обучения следует применять полный управленческий цикл, состоящий из этапов подготовки, реализации и анализа полученных результатов.

Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология деятельности и учебный менеджмент | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 621 | Теги: Функции управления обучением, контроль, мотивация, планирование, организация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz