Психология деятельности - учебный менеджмент - Психология деятельности и учебный менеджмент - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Психология деятельности и учебный менеджмент

Психология деятельности - учебный менеджмент
Функциональная сходство между процессами управления и обучения.
Исследователи в области социальных систем давно заметили функциональное сходство между процессами управления и обучения. Теория управления и педагогическая теория развивались на совместных началах - представлениях о человеке, его потребности, закономерности развития и т.п. И управление, и обучение являются видами человеческой деятельности, следовательно имеют следующие основные функциональные блоки, как мотив, цель, планирование, переработка информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий (Б. Ф. Ломов). Важнейшая функция менеджмента - сделать продуктивными вверенные ему человеческие ресурсы. А что является важнейшей функцией обучения? Подобно менеджмента это раскрытие потенциала учащихся, но надо добавить, каким образом - путем формирования определенного круга знаний, умений и навыков. Как в педагогике существуют различные парадигмы обучения, так и в менеджменте есть разные взгляды на способы достижения целей управления.
Так, в практике управления персоналом известны три основные теории: теория X, теория Y, теория Z.
Теория X исходит из того, что:
1. все люди ленивыми,
2. людей надо принуждать к труду экономически, административно, психологически (т.е. применять политику «кнута и пряника»),
3. большая часть работников не способна брать на себя ответственность, является неинициативной и требует постоянного контроля.

Согласно теории Y труд для человека является естественным и желательным. Люди стремятся брать на себя ответственность и заинтересованы в результатах. Работники являются инициативными, изобретательными, способными к творчеству. Стремление человека к труду напрямую зависит от вознаграждения.
Теория Z основывается на особенностях японских менеджеров на вопросы заботы о персонале, форм принятия управленческих решений, организации занятости, продвижения, ответственности работников.

Решая проблемы заботы о персонале, японские менеджеры ориентируются на организацию заботы о человеке в целом (быт, досуг, обучение детей и т.д.). Японским предпринимателям свойственна групповая форма принятия управленческого решения, т.е. искренний обмен информацией и идеями между высшим руководством и работниками.

Учебный менеджмент
Сейчас можно констатировать, что понятие менеджмента не просто вошло, а прочно закрепилось в педагогическом словаре. В самом широком толковании под менеджментом понимают общее искусство управления процессами, которые проходят в разных системах. Так, в системе образования осуществляется образовательный менеджмент - процесс реализации основных функций и связующих процессов управления образованием в конкретном заведении в соответствии с целями общества относительно своего будущего. Организационными структурами образовательного менеджмента выступают Министерство образования и науки, областные и районные отделы образования, а менеджерами образования, соответственно, является министр образования и науки, инспекторы министерства, начальники и инспекторы областных и районных отделов образования.
Но все чаще и в нашей стране, и за рубежом применяют понятие учебного менеджмента о деятельности учителя, преподавателя, а менеджером обучения называют самого педагога. Итак, если образовательный менеджмент воплощает вертикальный уровень управления в образовании (например, ректорат - деканат - кафедра - преподаватель), то учебный менеджмент является проявлением горизонтального (учитель - ученик, преподаватель - студент) уровня. Этот уровень представлен такой педагогической системой - составляющей целостной образовательной системы, как процесс обучения.
Взаимосвязь деятельности педагога и учащихся, воплощается в реальном процессе обучения, имеет двусторонний характер. Процесс обучения - специально организованная в соответствии с целями взаимодействие педагогов и учащихся, направленная на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Процесс обучения как смена состояний взаимодействия педагога и учащихся (студентов) состоит из определенных этапов, каждый из которых характеризуется условиями взаимодействия, целью, содержанием взаимодействия, действиями педагога в структуре деятельности преподавания, действиями ученика (студента) в структуре учебной деятельности.

Можно определить следующие компоненты процесса обучения:
• стимулирующее-мотивационный - педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебной деятельности;
• целевой - осознание педагогом и принятие учащимися, целей и задач учебной деятельности;
• содержательный - содержание зачастую определяет и регулирует учитель (преподаватель) с учетом целей обучения, интересов и склонностей учащихся (студентов);
• операционно-деятельностный - полно отражает процессуальную сторону процесса обучения (методы, приемы, средства);
• контрольно-регуляционных - предполагает сочетание самоконтроля обучающихся и контроля педагогов;
• рефлексивный - самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определения дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися (студентами) и педагогической деятельности учителями (преподавателями).

Педагог должен учитывать, что в процессе обучения как в процессе взаимодействия существует не только учебно-педагогическое взаимодействие педагогов и учащихся, но и взаимодействие учащихся (студентов) между собой.
Итак, учебный менеджмент - это процесс реализации основных функций управления с соответствующими коммуникациями, обеспечивающая эффективное, результативное и качественно-предметное обучение в определенной образовательно-возрастной группе конкретного учебного заведения.
Менеджер обучения - это лицо, реализующее основные функции управления обучением:
• качественно обеспечивает коммуникации;
• принимает результативные и эффективные решения;
• выполняет роль руководителя, которая соответствует конкретной должности в конкретной образовательном учреждении и которой определяется его служебная поведение (воспитатель, учитель, преподаватель, доцент, профессор).
Существуют определенные общие и отличительные признаки между менеджментом и учебным менеджментом. Общими признаками является наличие организации, учет в процессе управления внешних и внутренних условий деятельности, реализация основных функций управления, наличие конкретных лиц, осуществляющих руководство (в учебном менеджменте это учителя, преподаватели, тренеры, мастера производственного обучения. Учебный менеджмент отличается тем, что группа и руководитель не являются постоянными, а также сочетанием функций руководителей и специалистов одним лицом.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология деятельности и учебный менеджмент | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 270 | Теги: Учебный менеджмент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz