Модель речевой коммуникации - Психология общения - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Психология общения

Модель речевой коммуникации

Когда мы говорим об общении, то различаем две его формы - прямую коммуникацию и непрямую коммуникацию. К прямой мы относим публичную речь перед открытой аудиторией, а в косвенной - все средства массовой коммуникации: радио, телевидение, магнитофонные записи, прессу, кино и др..

При каких бы условиях не осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких средств не передавалась бы информация, сколько бы людей не участвовало в общении, в ее основе лежит единая схема или модель.

Для осуществления любого акта человеческого общения необходимы три элемента:
1. Отправитель сообщения (коммуникатор) - человек, который передает информацию;
2. Получатель информации (реципиент) - человек, который воспринимает эту информацию.
3. Сообщение - текст в любой форме.

Социолог Гарольд Ласуел, анализируя общение между людьми, создал другую модель коммуникативного процесса, которая включает пять элементов:
1. Кто? (Передает сообщение) Коммуникатор.
2. Что? (Передается) Сообщение.
3. Как? (Осуществляется передача) Канал связи.
4. Кому? (Направление сообщения) Реципиент.
5. С каким эффектом? Эффективность.

Существуют еще две модели коммуникации - односторонняя и двусторонняя.

Односторонняя - это такая, при которой говорящий, не получает обратной связи.

Двусторонняя

- это коммуникация, во время которой слушатель обеспечивает говорящему, обратная связь, а потом сам становится тем, кто говорит.

В тех случаях, когда в двусторонней коммуникации участвуют более двух человек, передачу и прием информации нужно как-то упорядочить. Так возникает коммуникативная система, или сеть.

Нисходящая коммуникация - это передача сообщений от руководителей до работников. Восходящая коммуникация - это передача информации от рабочих руководителям.

Восходящая коммуникация может быть организованной по-разному. Работники могут связываться с руководством предприятия или через менеджеров, либо общаться с ними напрямую.

Структуру коммуникационной сети можно задать формально, но чаще она складывается стихийно и функции ее участников не регламентированы. Например, слухи. Исследования выявили не только большую скорость, но и эффективность этого способа распространения информации: 75-95% информации, которая распространяется через слухи, передается без искажения.

В обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами благодаря знаковым системам (языкам). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности сторон, общающихся.

На первый взгляд кажется, что общение - это лишь обмен информацией; это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмена информацией - это то же. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен. При этом не учитывается то, что в условиях общения информация не просто передается и принимается. Люди, которые общаются, совсем не похожие на радиопередатчики и радиоприемники с записывающими устройствами. В ходе общения информация подвергается различным изменениям: она формируется, уточняется, развивается. Вспомните игру «Испорченный телефон». Участники передают друг другу шепотом одно, причем очень простое слово. Но даже оно редко доходит до конца цепочки в первоначальном, неискаженном виде.

Общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или ее прием еще и потому, что каждый собеседник стремится «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого. Правильно было бы говорить не о «движении» - «передачу» информации, а об обмене ею.

Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в форме приказа, совета или просьбы. Она должна вызывать, стимулировать какое-то действие. Побудительная информация предполагает активизацию (когда слушающий начинает действовать в заданном направлении); интердикция (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения).
Иногда та же информация вызывает разное к ней отношение. И если учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 мин, то для тех ребят, которые хорошо учатся, это является сигналом дописывать быстрее (активизация), для тех, кто разговаривал, ожидая возможности списать, - прекращение беседы (интердикция), а те, кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет и откладывает ручку в сторону (дестабилизация). Информация, констатирует (констатирующая информация), проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Мы ежедневно слушаем новости по радио или телевидению, но это не значит, что в нашем поведении что-то меняется.
Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, говорить на одном языке. В легенде о строительстве Вавилонской башни рассказывается, что люди возгордились и решили бросить Богу вызов - построить башню до самого неба. Бог испугался, что люди могут стать выше него, потому что «... во всех их один язык ... и все, что они решат сделать, будет осуществимым ». Стремясь не допустить этого, Бог смешал языки людей, «чтобы они не могли понять язык друг друга». В легенде утверждается, что с тех пор люди говорят на разных языках. Так в древности объясняли разноязычие народов, по сей день препятствует их общению.
Однако нередко бывает, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Так, услышав слово «корень», ботаник представит себе корень растения, математик - квадратный корень из числа, врач - корень зуба, учитель языка - корень слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.

Передача любой информации возможна лишь через знаковые системы. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе...



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология общения | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 930 | Теги: Восходящая коммуникация, Нисходящая коммуникация, Побудительная информация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz