Общение как обмен информацией - Психология общения - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Психология общения

Общение как обмен информацией

Общение как обмен информацией

Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр.. их делят на две группы - вербальные (словесные) и невербальные.

Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков, которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.

Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), да / реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность. Типичным примером такой неспособности является библейская легенда о Вавилонской башне, которую удалось построить из-за «смешения языков».

Как средство накопления и передачи общественного опыта язык возник в процессе работы еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членораздельные звуки, по которым закреплялось определенное значение. Сейчас благодаря языку люди имеют возможность обмениваться самыми мыслями и осваивать сложный опыт. Процесс практического использования языка для общения называется вещанием. Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.
По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее.
Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.
Устным называют звуковое вещание, которое воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются диалог и монолог.

Диалог - простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Каждая произнесенная фраза является ответом на реплику собеседника. Особенности этого речи зависят от уровня взаимоотношений и взаимопонимания между партнерами. Диалог является сокращенным речью. В нем широко используются неязыковые средства, поскольку предмет разговора известный собеседникам. Значительное влияние на его содержание имеют особенности ситуации (контекст).
Монолог - речь одного человека в форме рассказа, доклады, лекции. Монологическая речь требует тщательного подбора слов, четкого построения предложений, строгой логики и композиционной завершенности.

Письменная речь - процесс общения с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов. Оно сформировалось значительно позднее устное, вследствие потребности в общении людей, находящихся на расстоянии и разнесены во времени. Внутренняя речь является видоизменением внешнего. Внутренняя речь является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Поскольку человеку известен предмет его мнению, внутренняя речь очень сокращено, в нем редко используют существительные.

Содержательный аспект общения реализуется с помощью определенных средств - знаковых систем. Основным средством общения в человеческом обществе язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общение всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающей речевые высказывания, образует особый, невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.

К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др.. Эти знаковые системы дополняют, а иногда и заменяют слова.

Невербальные средства широко используются для направления и усиления речевого высказывания. Большое значение в общении имеет внешность человека, которую образуют физиогномических маска, одежда, манеры. Мимика - динамическое выражение лица в определенный момент общения.

Жест

- социально сформирован движение, передает определенное психическое состояние. Он появился раньше, чем вербальные средства. Уже маленький ребенок с помощью жестов выражает свои потребности, желания и отношения.

На результат общения влияет межличностное пространство, есть дистанция между партнерами, их расположение. Оказалось, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшей расстоянии друг от друга они располагаются в процессе общения. Дистанция общения зависит от национальности, социального статуса, возраста партнеров и т.д.. Очень близка, как и слишком удалена, дистанции отрицательно сказываются на общении. Правильно выбранная дистанция создает благоприятные условия для общения.
За совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.. Передача любой информации возможно только с помощью знаковой системы.

Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация. Благодаря языку информация передается, но участники особым образом действуют друг на друга. При этом могут существовать два разных задания в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация и социально-языковая.

К невербальной коммуникации относятся:
оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомима),
• паралингвистические (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингвистическая (покашливание, плач, смех и т. д.) системы знаков.


Пространство и время также выступают особой знаковой системой (их изучает психология - проксемика), а контакт глаз является системой знаков, имеющих значение в визуальном общении.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляет информацию) может быть следующих двух видов: побудительная (приказы, просьбы, советы, т.е. направленная на стимулирование действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения), при этом стимуляция выступает либо как активация, есть побуждает к действию, или как интердекация, т.е. запрет действия, или как дестабилизация форм деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, имеющие социальный или психологический характер. Например, распространение информации в обществе происходит как «фильтр доверия» или «недоверия». Этот фильтр действует так, что достоверная информация может быть принятым и наоборот.
Существуют средства, которые ослабляют действие фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинациею. Они выполняют роль полупроводника информации, создают благоприятный "фон" (напр., музыкальное сопровождение речи).



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология общения | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz