Общение как потребность - Психология общения - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Психология общения

Общение как потребность

Общение как потребность.
В связи с вышеупомянутым по-новому видится проблема генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая необходимость?
Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит о «инстинкт общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. Кроме того, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).

Потребность в общении присуща не только человеку, но и многим животным, которые появляются на свет беспомощными и нуждаются в уходе. Сначала эта потребность в маленького ребенка, возможно, имеет некоторое сходство с животными. Но быстро приобретает черты человеческого характера. То есть первоначально потребность в общении «животная», т.е. не является социальной - в действительности это другая потребность. Становясь человеческой, она перестает быть только потребностью в общении, но с самого начала становится связующим звеном между личностью ребенка и окружающим миром. Ребенок вступает в кооперацию с взрослым для достижения тех или иных целей.
Общение необходимо человеку, чтобы поделиться с другими чувствами и переживаниями, следовательно, чтобы почувствовать себя человеком. Фрустрация этой базовой потребности приводит к тяжелым стрессам. Понятно, что речь идет об особой ценности общения для человека, которое нельзя свести к совместной деятельности.

На почве потребности в общении - первой социальной потребности ребенка - возникают все другие социальные нужды:

1) афилиация (соединение, связь) - это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афилиация проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, давать кому помощь и поддержку и принимать ее от другого;

2) социальная поддержка - это чувство, что тебя поддерживают другие.Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто заботится, любит и заботится), во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иного явления), в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления), в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).
Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество. Одиночество - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на прочувствованный дефицит в количестве и качестве социальных связей.

Одиночество может проявляться так:
- Отчаяние (панический ужас, немощность, ощущение покинутости);
- Депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);
- Невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);
- Нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, неразумности и постоянное ощущение безопасности).
Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;

3) аттракция (привлекать) означает положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе (привлекательность другого человека, стремление к ней). Во многих случаях люди не выбирают сознательно какую-либо компанию. Например, в спортивный клуб вступают не потому, что им очень нравятся члены клуба.Или, переезжая на новое место жительства, как правило, никто не знает заранее, какие будут соседи. Однако оказавшись в одном пространстве, индивиды очень часто налаживают отношения, которые могут перерасти в дружбу. Существуют исследования, показывающие, что пространственная близость и тяга к общению способствуют возникновению аттракции;

4) дружба - форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями позитивных чувств. Характеризуется искренностью отношений, открытостью чувств, взаимным интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений;

5) любовь - интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаимной поддержкой, удовольствием от взаимного общения. Влюбленный человек проявляет устойчивые чувства (по психологической природе они существенно отличаются от дружеских чувств), которые физиологически, эмоционально и морально удостоверяющих ее желание всеми своими личностно-значимыми чертами быть представленной в жизнедеятельности другого, побудить его к соответствующим реакций и потребностей.

Все эти потребности не являются врожденными. Они как социальные нужды состоят, как правило, в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.

Сформулируем специфические особенности процесса коммуникации, которые будут подробно рассматриваться в следующих разделах:

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным участником общения. При этом взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, ее значимости для каждого участника общения. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

3. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

4. Коммуникативное воздействие имеет место только при наличии единой или подобной системы кодификации и декодификации системы знаков.

5. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко показываются связь, которая существует между общением и отношением.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология общения | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 438 | Теги: Потребность в общении, одиночество, социальная поддержка, афилиация, депрессия, любовь, аттракция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz